ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

          Инициативное бюджетирование  — это совокупность разнообразных, основанных на гражданской инициативе практик по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией отобранных проектов. 

          В 2016 году Красноярский край вошел в перечень регионов-участников федерального проекта "Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации в 2016-2018 годах". Пилотный проект на территории края получил название «Берег Енисея». Целью этого проекта является повышение эффективности бюджетных расходов через вовлечение граждан в бюджетный процесс на местном уровне.

          Пилотными муниципальными образованиями для реализации проекта в 2017 году определены шесть территорий: Балахтинский, Большемуртинский, Емельяновский, Краснотуранский, Новоселовский и Сухобузимский районы.

          Бюджетам отобранных территорий предоставят субсидии на развитие объектов общественной инфраструктуры населенных пунктов. Это может быть ремонт домов культуры, мест отдыха, площадей, парков, спортивных и детских площадок, тротуаров, придомовых территорий, объектов водоснабжения и т.д. Выбрать конкретный объект должны сами граждане на общем собрании путем обычного голосования. Кроме того, жители назначают инициативную группу для контроля за процессом, а также определяют вклад населения и организаций в реализацию выбранного проекта.

          Объем средств краевого бюджета, планируемый на поддержку местных инициатив в 2017 году, составит 60 млн рублей, в 2018 году в связи с увеличением количества участников на реализацию проекта выделено 100 млн рублей. При этом максимальный размер субсидии на реализацию одного проекта - 2 млн рублей для административных центров, 1,5 млн рублей для поселений с численностью населения более тысячи человек и 700 тысяч рублей для поселений с меньшей численностью. Обязательным условием предоставления субсидий является софинансирование заявляемых проектов в размере не менее 15 процентов за счет средств местных бюджетов, а также средств граждан и организаций.

          По словам  заместителя председателя Правительства Красноярского края - министра финансов Красноярского края Владимира Бахаря «Проект поддержки местных инициатив позволит оперативно реагировать на острые проблемы территорий, а гражданам - определять самим, на что будут потрачены выделенные средства, и контролировать эффективность их вложения».

         В 2018 году участником проекта стал Казачинский район. 13 сельсоветов получили возможность решить насущные проблемы и привлечь дополнительные средства в район.

         Все 13 поселений, приняли активное участие в данной программе, и прошли все необходимые этапы ППМИ: информирование и проведение опросов среди населения, создание рабочих групп, среди активного состава граждан, проведение итоговых собраний и подача самих заявок для участия в конкурсе. По итогам итоговых собраний граждане поселений выбрали объект и проголосовали за внесение материального и нематериального вклада.

       По результатам конкурсного отбора все проекты признаны победителями. В бюджет Казачинского района в 2018 году привлечено – 10 389,4 тыс. руб. краевых средств, 405,3 тыс. руб. – средств граждан, 838,9 тыс. руб. – средств организаций. В ходе реализации проектов нашли решение многие проблемы, например, направленные на обеспечение теплом Александровского, Талажанского, Мокрушинского домов культуры. Реконструкция общественного колодца в Захаровского сельского совета, позволила улучшить качество воды, снизить безопасность граждан при заборе воды в зимнее время.

Внедрение энергосберегающих технологий в семи сельских поселениях (в Казачинском, Новотроицком, Момотовском, Рождественском, Пятковском, Дудовском, Отношенском сельсоветах) не только повысили авторитет органов местного самоуправления у населения (вследствие повышения комфорта проживающих в сельском поселении), но и:

- улучшили качество освещения улиц;

- улучшили условия и комфортность проживания граждан;

- в нормативное и высокоэффективное состояние приведено уличное

освещение;

- повышена надежность и долговечность сетей уличного освещения;

- повышена безопасность дорожного движения;

- повышен уровень благоустройства села;

- сэкономлены финансовые средства;

- высвободившиеся финансовые средства были направлены на развитие поселения, в том числе, на дальнейшее внедрение энергосберегающих технологий.

          Общественная значимость проекта Галанинского сельсовета заключается в том, что он способствует активности населения, устанавливает тесную связь между жителями села и органами самоуправления.      Эффективность проекта несомненна:

- каждый житель   получил возможность заниматься спортом;

- организация досуга населения;

-привлечение детей из неблагополучных семей;

-повышение групповой слаженности и коллективизма среди населения

-строительство площадки должно способствовать объединению родителей и детей.

-увеличение количества сельской молодежи, ведущей здоровый образ жизни и участвующей в физкультурно-спортивной и туристско – познавательной деятельности.

-повышения спортивного мастерства учащихся и молодежи.

-расширение перечня услуг, оказываемых населению в области физической культуры и спорта.

 

 

Перечень мероприятий по поддержке местных инициатив в Казачинском районе в 2018 году

№ п/п

Муниципальное образование

Наименование проекта

субсидия из краевого бюджета

бюджет поселения

средства граждан

средства организаций

ВСЕГО сумма проекта

количество благополучателей, чел.

1

2

3

4

5

6

7

8

 

1

Александровский сельсовет

«Промывка системы отопления, замена оконных блоков в СДК д. Казанка

700,000

94,130

26,5

61,8

882,430

610

2

Вороковский сельсовет

«Ремонт водонапорных башен с. Вороковка и в д. Матвеевка»

700,000

44,771

25,0

59,5

829,271

800

3

Галанинский сельсовет

«Обустройство спортивно-оздоровительной площадки»

1463,150

95,000

55,2

121,5

1 734,883

1100

4

Дудовский сельсовет

«Замена светильников уличного освещения в поселениях Дудовского сельсовета»

686,341

40,380

24,2

56,6

807,551

911

5

Захаровский сельсовет

«Ремонт общественного колодца с. Захаровка»

256,172

43,300

9,3

0,0

308,742

668

6

Казачинский сельсовет

«Ремонт уличного освещения «Светлые улицы села»

1930,736

140,000

69,8

187,0

2 327,536

15754

7

Мокрушинский сельсовет

«Капитальный ремонт кровли, наружных стен в здании сельского дома культуры с. Мокрушинское, Казачинского района, Красноярского края»

699,993

41,358

24,8

61,0

827,166

1256

8

Момотовский сельсовет

«Замена светильников уличного освещения поселений Момотовского сельсовета»

668,526

40,400

24,3

74,0

807,226

1546

9

Новотроицкий сельсовет

«Замена уличного освещения в селе Новотроицкое, д. Деменьтьевка и д. Широково»

636,638

37,500

22,5

52,5

749,138

205

10

Отношенский сельсовет

«Замена светильников уличного освещения на территории Отношенского сельсовета»

683,968

40,440

24,3

60,0

808,678

859

11

Пятковский сельсовет

«Смена светильников уличного освещения поселений Пятковского сельсовета»

684,252

80,500

40,3

0,0

805,002

821

12

Рождественский сельсовет

«Замена светильников уличного освещения в поселениях Рождественского сельсовета»

684,608

40,651

24,2

56,0

805,422

1049

13

Талажанский сельсовет

«Капитальный ремонт системы отопления в здании сельского дома культуры с. Талажанка»

595,000

149,150

35,0

49,0

828,150

345

Всего:

10 389,384

887,580

405,331

838,900

12 521,195

 



Опыт работы на территории Казачинского района территориального общественного самоуправления (далее – ТОС), иных формирований граждан, принимающих участие совместно с органами местного самоуправления в решении вопросов местного значения

Несмотря на то, что Казачинский район не вошел в группу муниципальных образований, реализующих пилотный проект инициативного бюджетирования в Красноярском крае, на территории Казачинского района обсуждение проблем территории и путей их решения осуществляется при непосредственном участии граждан.

Активную деятельность по участию граждан в решении вопросов местного значения осуществляет Местная общественная палата Казачинского района  Красноярского края  и Местная общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Казачинского района (далее - Совет ветеранов) (включает в себя, в том числе 11 первичных ветеранских организаций). За членами первичных ветеранских организаций закреплены улицы и объекты населенных пунктов. Ветераны взаимодействуют с населением по вопросам благоустройства, содержания мест захоронения,  ухода за памятниками участника ВОВ, поддержания общественного порядка и содержания домашних животных.

В  населенных пунктах района ежемесячно проводятся собрания граждан по месту жительства с участием Главы района, представителей администрации района, депутатов районного Совета депутатов, сотрудников органов внутренних дел, МЧС, руководителей организаций федерального и краевого уровня. Тематика рассматриваемых на собраниях  вопросов очень разнообразна. Главными темами является: социально - экономическое развитие поселения, благоустройство сел, содержание мест захоронения, поддержание общественного порядка, организация занятости населения.  Замечания и предложения, высказанные жителями на собраниях, рассматриваются и анализируются в администрации района. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления направляются запросы в соответствующие учреждения, исполнительные органы государственной власти и т.п. Информация о рассмотрении замечаний и предложений направляется жителям поселения через администрацию поселения и освещается в районной газете «Новая жизнь», на официальном сайте Казачинского района в сети Интернет.  Таким образом,  решается задача обеспечения обратной связи с населением района. 

Начата работа по созданию ТОС в форме юридического лица на территории Казачинского сельсовета, граждане улицы Набережной в селе Казачинское провели два организационных собрания, на которых приняли решение о создании ТОС «Набережная», обсудили Устав ТОСа, избрали органы управления ТОСом. Основное направление работа данного ТОСа – благоустройство территории.

Учредительным собранием группы граждан села Казачинского в 2016 года создана некоммерческая общественная организация «Центр развития общественных инициатив». Своими задачами организация ставит активизацию гражданской позиции населения путем вовлечения граждан к участию в местном самоуправлении, вовлечении граждан в социальную, благотворительную, культурную и образовательную деятельность.  Организация создана в форме юридического лица и в 2017 году заявила свой проект «Создание культурного пространства на территории парка в селе Казачинское» на получение краевого граната.

Опыт работы на территории поселений Казачинского района участия граждан совместно с органами местного самоуправления в решении вопросов местного значения

МОКРУШИНСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ

В 2016 году активные группы жителей села Мокрушинское инициировали, а затем и приняли участие в реализации трех проектов по благоустройству населенного пункта. От реализации проектов не остались в стороне и представители малого бизнеса.

 Памятник воинам-мокрушинцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны

 Инициативная группа граждан совместно с Советом ветеранов Мокрушинского сельсовета выступили с инициативой по восстановлению памятника воинам-мокрушинцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Администрация сельсовета и небезразличные жители села совместными усилиями провели капитальный ремонт святого для всего населения села места.

Играем в футбол всем селом

 На улице Лесная в селе Мокрушинское силами активной части населения совместно с администрацией поселения возвели спортивно-игровую площадку, реализовав проект ученицы 10-ого класса Екатерины Горюновой «Играем в футбол всем селом».

Обновление изгороди на сельском кладбище

 В обновлении изгороди на сельском кладбище также при участии  инициативной группы старшего поколения (совместно с Советом ветеранов) приняли участие активные жители села.