Администрация района

                            Программа социально-экономического развития МО Талажанский сельсовет

                                                                  на период 2007-2017гг

 

I.   СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МО ТАЛАЖАНСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ

 

Введение

Правовым основанием для разработки Программы является ст. 17 Федерального Закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Основной целью программы социально-экономического развития  муниципального образования является - создание благоприятных условий для постоянного проживания населения  на территории сельсовета.  

 

1.1    ОБЩАЯ   ХАРАКТЕРИСТИКА   МУНИЦИПАЛЬНОГО

         ОБРАЗОВАНИЯ

 

МО Талажанский сельсовет является административно-территориальным образованием, входящим в состав Казачинского района Красноярского края Российской Федерации. Статусом муниципального образования   обладает с  29.11.2004 года.

Площадь занимаемой  территории сельсовета составляет  2 679 га. Относительно районного центра с. Казачинское  муниципальное образование расположено на северо-западном направлении.  Граничит  с Отношенским, Вороковским сельсоветами и  Кириковским сельсоветом Пировского района.

По своему географическому положению внутри района территория сельсовета имеет не самое выгодное расположение.  Удаленность на северо-запад от  трассы краевого значения Красноярск – Енисейск на  43 км.  и  от районного центра с. Казачинское на 55 км. является одной из основных проблем  для   развития территории.

По природно-сельскохозяйственному районированию территория  относится к подтаежной зоне, при этом, природно-климатические условия, а это - устойчивые продолжительные летние температуры, продолжительный световой день, отсутствие дефицита влаги, позволяют возделывать все районированные культуры.

Леса хвойно-лиственные. Лесных ресурсов вполне достаточно для нужд местного населения (строительства и отопления).

В лесах водятся:  соболь,  белка, волк, медведь, заяц-беляк   из птиц-

  глухарь, рябчик, куропатка, косач.

Из ягодных  кустарников произрастают смородина черная, смородина красная, малина, земляника, грибы белые, лисички.

Ближайшая   река – Кемь,  протекает в7 км. от села Талажанка, через Вороковский сельский Совет.  

Месторождений и проявлений полезных ископаемых на территории муниципального образования нет.  

В состав муниципального образования входят  два населенных пункта –  центральная усадьба  село Талажанка  и  деревня Щелкановка.  Село Талажанка было основано в 1909 году  и скоро отметит  свою  100-ю  годовщину со дня образования.  

Изначально село называлось  Новокиевка, возникло в результате планового расселения жителей приехавших из Центральных областей России - Тулы  и Украины. В 1930 году в селе был образован колхоз   «Пятилетка в четыре года».  Село росло, меняло свой вид. Казачьи времянки превращались в избы. К этому времени работало 4 начальных школы, 2 магазина, 1 изба читальня.

В 1946 году была построена семилетняя школа.

В 1954 году колхоз был переименован в колхоз « Имени XIX партсъезда».

Деревня  Щелкановка в девяностые годы была одним из лесозаготовительных  участков  Казачинского леспромхоза,  в нем было занято практически все трудоспособное население обоих поселений. В настоящее время в деревне 17 дворов и проживают в основном пенсионеры.  

 

1.2     СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ

 

Население

 

В населенных пунктах, входящих в состав сельсовета  по состоянию на 01.01.2007 г. проживает  351 человек или 2,9 % от общей численности района. Плотность населения составляет   8  чел.   на  кв./км. 

Этнический состав населения -  русские 75 %,  чуваши, немцы, марийцы  25 %.   

Динамика численности в разрезе поселений

таблица 1

Наименование           населенного пункта

2004 год

2005 год

2006 год

2006  к 2004              в %

Талажанка   (чел.)

323

296

289

89,5

Щелкановка (чел.)

81

65

62

76,5

Итого                               по сельсовету

404

361

351

86,9

 

По половозрастной структуре преобладает женское население – 181 человек, в том числе трудоспособного возраста – 79 человек; численность мужского населения составляет 170 человек, в том числе трудоспособного возраста – 82 человека.

Число пенсионеров на 01.01.2007 г. составляет  – 64 человека, подростки до 18 лет – 126 человек. 

Средняя продолжительность жизни  -  60 лет

  

  Показатели   естественного   и   миграционного   движения   населения

таблица 2

Годы

Рождаемость

Смертность

Прибыло

Выбыло

2004

3

9

0

23

2005

2

7

6

11

2006

5

2

10

13

 

Анализ демографической ситуации показывает, что на территории сельсовета  сложилась стабильная тенденция сокращения численности населения.

Основными факторами снижения численности стала естественная убыль населения, которая была предопределена снижением продолжительности жизни (старением населения)  и естественной  миграцией. За  три последних года население сельсовета сократилось на 53 человека.

Выезжает в основном трудоспособная и активная часть населения желающая иметь более высокие стандарты уровня жизни для себя и  детей.

 

Рынок труда и уровень жизни

 

Численность населения в трудоспособном возрасте на 01.01.2007 год составляет  161 человек  или 45,9% от общей численности населения сельского совета.

Трудовой деятельностью и учебой занято 112 человек  или  69,6% от числа трудоспособного населения. 

 

Структура занятости населения

таблица 3

№ п/п

Наименование показателя

2004 год

2005 год

2006 год

1

Общая численность населения, в том числе

404

361

351

1.1

-  неработающие пенсионеры

60

63

64

1.2

-  дети до 18 лет

140

126

126

2

Численность трудоспособного населения, всего

204

172

161

3

Из  числа  трудоспособного населения занято,     (включая ИП),  всего

177

140

112

 

в том числе в:

 

 

 

3.1

-  сельском  хозяйстве

116

78

18

3.2

-  лесной отрасли

0

0

8

3.3

-  работают вахтовым методом

0

0

14

3.4

- занимаются ремонтно-строительными                  работами

-

-

-

3.5

-  промышленности

-

-

-

3.6

-  бюджетной сфере

43

44

51

3.7

-  торговле

3

3

4

3.8

- в сфере бытовых и жилищно-коммунальных             услуг

-

-

-

3.9

-  почта, связь

1

1

1

3.10

- работают за пределами территории, но не вахтовым методом

7

7

8

3.11

Заняты учебой (студенты)

7

7

8

4

Численность населения в трудоспособном возрасте не занятых трудовой деятельностью и учебой, всего

27

32

49

4.1

- из них официально зарегистрированных    безработных

10

10

10

4.2

- не имеющих  статуса безработных по причине наличия земельных долей

5

10

14

4.3

-  не занятых трудовой деятельностью по иным причинам

12

12

25

5

Уровень зарегистрированной безработицы (к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте)

4,9%

2,8%

2,8%

6

Количество дворов, ведущих ЛПХ(имеющих приусадебные участки, сельхозживотных и птицу)

118

114

 

105

 

6.1

из них количество дворов, для которых продукция ЛПХ  - дополнительный источник дохода

115

104

61

6.2

количество дворов(семей), основным источником доходов которых является  продукция с ЛПХ

3

10

44

 

Из приведенной таблицы видно, что официальный уровень зарегистрированной безработицы за 2006 год  невысокий и составляет 2,8% (район 6%). При этом скрытый  уровень безработицы составляет 11,1%,  это объясняется тем, что население, имеющее земельные доли не может встать на учет в центре занятости. Кроме того, значительная часть безработного населения,  имея разовые  заработки, не пытается  найти работу, в свою очередь - пассивность трудоспособного населения, неуверенность в изменения к лучшему  порождает кадровую проблему у лиц, желающих организовать какое-либо производство. 

В 2006 году в структуре занятости населения произошли значительные изменения.  В   разы сократилось число работающих  в общественном сельскохозяйственном производстве, появилось население, работающее вахтовым методом и занятое в лесной отрасли. В связи с отсутствием работы увеличилось число семей, основным источником доходов которых стала  продукция с ЛПХ.

В настоящее время, наибольшая доля (45,5%) занятого населения  приходиться на  бюджетную сферу.  Среднемесячная  заработная плата в отраслях бюджетной сферы за  2006 год  составила  5 120,70 руб. что ниже средне районного уровня среднемесячной заработной платы в непроизводственных отраслях (6 359,6 руб.).   В сельском хозяйстве, лесной отрасли и почтовой связи среднемесячный уровень зарплаты составляет  2 060 рублей,  7 000   рублей  и  2 200 рублей   соответственно. Среднемесячная заработная плата работников, занятых у предпринимателей в торговле составляет около 3-х тыс.рублей,  у лиц работающих вахтовым методом и за пределами сельсовета -  10 000 тысяч рублей.  

Уровень жизни населения невысокий и напрямую зависит от заработной  платы,  пенсий,  пособий  и   доходов  от ЛПХ.  

 

 

 

Доходы  населения, в рублях

таблица 4                 

№ п/п

Показатель

2006 год

1

Среднемесячная начисленная заработная плата работников всех видов деятельности, руб.

4 896,89

2

Средний размер назначенных пенсий

 

2 509,12

3

Средний размер детских пособий

 

173,96

4

Средний размер пособия по безработице

 

864,00

5

Средний размер доходов от ЛПХ на семью  (используемый при начислении пособий)

1 300,00

6

Величина прожиточного минимума

 

3 300,00

7

Соотношение среднего размера назначенных пенсий  и  величины прожиточного минимума пенсионера (2 482), %

76,0

8

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (получателей), в %   от общей численности населения  сельсовета

 

73,0

 

 

 

Специализация экономики

 

 В 90-е годы прошлого столетия на территории сельсовета работало  1 сельхозпредприятие и лесопункт Казачинского леспромхоза.  Оба предприятия были градообразующими.  В  селе Талажанка работал колхоз «имени ХIХ партсъезда»,  лесопункт  по переработке и вывозке  леса  работал в д. Щелкановка. Села жили, процветали, население  прибавлялось за счет приезжающих на работу семей.

С годами  сельхозпредприятие пришло в упадок, произошло 2 реорганизации. На базе колхоза сначала была создана  сельхозартель «Заря», затем было создано  МУСП «Талажанка», оба предприятия существовали не долго.  После закрытия лесопункта в 1998 году и практически прекращения деятельности МУСПа  люди лишились рабочего места и  заработка.

В настоящее время на территории сельсовета  зарегистрировано и осуществляют   деятельность  7 организаций, из них:   6 организаций бюджетной сферы и  ООО АПП «Талажанское», занимающееся сельхоздеятельностью  и заготовкой древесины,  в том числе дровяной, созданное в конце 2006 года на базе  бывшего МУСПа «Талажанка». Кроме того, ООО АПП «Талажанское» осуществляет  выпечку хлеба для населения  сельсовета. 1 индивидуальный предприниматель занимающийся торговлей товарами первой необходимости.

Уровень самозанятости[1] населения  на территории сельсовета составляет  12,5%.

 

 

Личные подсобные хозяйства

 

Личное подсобное  хозяйство имеет большая часть населения (около 70%).  В личных подсобных хозяйствах традиционно  занимаются выращиванием картофеля и овощей, разведением КРС, лошадей, овец и домашней птицы. Небольшое число населения содержит коз, пчел. 

Число ЛПХ  по состоянию на 01.01.2007 года составило 105 . В сравнении с 2006 годом  их число сократилось на 9 или 7,9%. 

Причиной сокращения ЛПХ является падение интереса населения к ведению ЛПХ из-за ежегодного повышения цен на ГСМ и отсутствия стабильной системы сбыта сельскохозяйственной продукции.

 

Численность   поголовья

Таблица 5

 Наименование показателя

2004 год

2005 год

2006 год

2006 в %              к 2005

Крупный рогатый скот – всего:

 

131

114

110

96,5%

В том числе: коровы

 

50

55

45

81,8%

Овцы всех пород

 

86

54

42

77,8%

Лошади

 

21

11

11

100%

Свиньи

 

268

201

185

92,0%

Птица(куры, гуси, индоутки)

 

311

285

230

80,7%

 

Площадь сельскохозяйственных угодий, используемых ЛПХ, на протяжении последних лет остается неизменной  и  составляет  на 01.01.2007 г.  –28,13 га., при этом  в 2006 году увеличился процент используемой пашни в сравнении с 2005 годом  на  1,4%   и составил21,23 га..

Для поддержки и развития ЛПХ в селе Талажанка действует пункт искусственного осеменения. 

В национальном проекте АПК  жители поселений участия в 2006 году не принимали из-за низких доходов и трудностей с оформлением документов на землю(высокая стоимость оформления документов на право собственности).

 

Торговля и сфера услуг

 

Работа магазинов осуществляется индивидуальными предпринимателями в обоих населенных пунктах. Население полностью обеспечено товарами первой необходимости,  за остальными товарами вынуждено ездить в районный и  краевой   центр.

Торговлю хлебом помимо  ООО АПП «Талажанское» осуществляет ЧП «Лесосибирск»  через магазин  ИП «Биллер»,   хлеб завозят два раза в неделю.  

Вместе с тем, на территории сельсовета отсутствуют организации,  работающие в сфере банковских, бытовых  и других услуг.  

 

 

Жилищный фонд и водоснабжение

 

Жилье в основном частное. Муниципальный жилищный фонд составляют 24 квартиры.  Кроме того, имеется жилищный фонд бывшего колхоза-банкрота «XIX партсъезд», который в настоящее время считается бесхозным.  Весь жилищный фонд  деревянный, одноэтажный, представлен одно и двухквартирными домами, благоустроенного жилья нет.

50% имеющегося жилищного фонда  и муниципального и колхозного хоть сегодня из-за его технического состояния можно признать ветхим.

Население обоих населенных пунктов, в свое время, когда была уверенность в завтрашнем дне - работа и стабильная зарплата, целыми улицами строили дома (1980 - 1990 гг.). В настоящее время  индивидуальное жилищное строительство не ведется.

По состоянию на 01.01.2007 год   3 семьи нуждаются в улучшение жилищных условий, при этом их число будет расти, из-за ветхости жилищного фонда.

Отопление  печное, центральное отопление отсутствует.

Имеющиеся муниципальные тепловые сети (0,3 км.) отапливают только социальную сферу: школу, медпункт, детсад, сельсовет,  магазин. В котельной требуется частичная замена оборудования, тепловые сети требуют капитального ремонта.

Водоснабжение населенных пунктов и организаций, расположенных на территории сельсовета  осуществляется из 4-х  одиночных скважин для хозяйственно-питьевого и производственно-хозяйственного назначения,  а также из частных колодцев (д.Щелкановка с глубины12 метров). Население Талажанки пользуется  1 колодцем (с глубины15 метров), водонапорная башня  в селе обслуживает только 1 улицу, но не посредством водопровода, жители улицы  набирают  воду  из крана башни и носится вручную. Три скважины, находящиеся на территории МУСП «Талажанка», в связи с  тем, что не эксплуатировались длительное время,    пришли в негодность.  

 

 Транспортная инфраструктура  и связь

 

Общая протяженность внутрипоселенческих дорог  составляет 8 км..  Дороги как внутри населенных пунктов, так и между поселениями  грунтово-гравийного исполнения,  дорог с асфальтовым покрытием нет.

Недостаток финансовых средств в местном бюджете не позволяет содержать внутрипоселенческую  дорожную сеть в удовлетворительном состоянии, проводить своевременные ремонтные работы.  С  целью поддержания дорожной сети  проводиться только ежегодное профилирование дорог.

После дождей дороги по отдельным улицам размываются, становятся труднодоступными не только для автотранспорта, но и для людей. В связи с чем требуется срочный капитальный ремонт дорог.

Доставку населения в районный центр осуществляет Государственное предприятие «Казачинское АТП».  Пассажироперевозки осуществляются каждый день, кроме воскресенья, чем обеспечивается доступность услуг социального характера. Для создания условий   населению при ожидании общественного транспорта в селах нужно построит  автобусные остановки.   

Отделения  почтовой связи на территории нет, население поселений обслуживается  1-м почтальоном  соседнего Вороковского почтового отделения.  Связь на территории обеспечивают ОАО «Сибирьтелеком» ( два стационарных телефона в с. Талажанка и радиотелефон в д. Щелкановка)  и оператор сотовой связи «ЕТК»,  при этом сотовая связь очень низкого качества. Низкий уровень  телефонизации объясняется тем, что в свое время(когда на установку телефонов была очередь)  телефонный кабель был заложен только на установку двух телефонов. В связи с введением сотовой связи  потребность у населения отпала.

          В июле 2006 года в обоих населенных пунктах была установлена таксофонная связь «Искра».   

 

Муниципальное имущество

 

В ноябре 2006 года, для исполнения полномочий, в собственность сельсовета с района было передано имущество на сумму 4 886,3 тыс.руб., в том числе:

-    1 здание сельского дома культуры; 

-  24 квартиры жилищного фонда общей площадью 2 260 кв.м.

 

Доходы от использования муниципальной собственности

таблица 6

 

№ п/п.

Показатель

2004  год

2005  год

2006  год

2005  г.                в % к  2004г.

2006  г.                в % к  2005г.

1

Собственные доходы местного бюджета всего, тыс.рублей

80,0

49,0

101,0

61,3%

206,1%

2

Доходы, полученные от сдачи в аренду земельных участков,  тыс.рублей

3,0

9,0

15,0

300%

166,7%

3

Доля в собственных доходах

3,8%

18,4%

14,9%

14,6%

-3,5%

Доля доходов от сдачи в аренду земельных участков в структуре собственных доходов в 2006 году составила 14,9%, в 2005 году -  18,4%.  Значительное увеличение  доходов от сдачи в аренду земельных участков в 2005-2006 годах произошло в результате  разовой сдачи в аренду земельных участков хозяйствующим объектам.

Вместе с тем  остро стоит проблема регистрации права муниципальной собственности, в том числе и на жилищный фонд.

 

Охрана окружающей среды

 

Основные направления, требующие проведения работ по обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды

 

Водоснабжение  – в связи с тем, что для потребления используется вода из первого  водоносного  слоя,  с глубины 12-15 метров,   качество воды очень плохое. Доступ к водоисточникам не исключает  проникновения посторонних лиц, животных, грязи и пыли. В качестве первоочередных мер необходимо   защита источников водоснабжения от несанкционированного доступа, проведение лабораторных исследований  качества питьевой воды. Для обеспечения населения качественной питьевой водой требуется строительство водопровода.  

ü   Биологические отходы     -  места захоронения биологических отходов не обустроены в соответствии с действующими ветеринарно-санитарными Правилами, носят стихийный характер,  имеются места  неконтролируемых захоронений. Обеспечение ветеринарно-санитарных требований  поддерживается  только путем  сжигания  трупов падших животных в  траншеи,  затем остатки засыпаются землей.

ü   Утилизация и переработка твердых бытовых отходов – под существующие свалки ТБО оборудованы старые силосные ямы, которые не соответствуют ветеринарным требованиям.

        В связи с этим необходимо решить вопросы строительства водопровода, полигона для твердо-бытовых отходов, скотомогильника.

 

Социальная сфера

 

Объекты социальной инфраструктуры представлены учреждениями образования, здравоохранения и культуры.

 

Образование

 

На территории  сельсовета действует одна  неполная средняя общеобразовательная школа,  в ней обучается  32 человека.    Образовательный процесс ведется по традиционной программе обучения. Учащиеся школы принимают активное участие в спортивной жизни района и в районных школьных олимпиадах. Но при школе отсутствует  спортивный двор, в связи с чем, уроки физической культуры проводятся только в спортивном зале школы.

Школа обеспечивает детей горячим одноразовым питанием. Соблюдаются  санитарно – эпидемиологические и противопожарные нормы и правила. Постепенно обновляется учебная мебель, наглядные пособия, учебная и художественная литература. Оборудован компьютерный класс.  Планируется установка  Интернета.

Педагогический состав  школы укомплектован не  полностью. Нужны педагоги - русского языка, истории, иностранного языка. В настоящее время уроки ведут   учителя из соседней Вороковской школы.

Школа двухэтажная, деревянного исполнения, не соответствующая требованиям САНПИНа. Требуется строительство нового хозяйственного склада,  замена ограждения территории школы.

Детский сад  посещает  16 детей.  Кадровый состав укомплектован полностью. Воспитатель работает с детьми уже 25 лет. Планово ведутся занятия, интересно проходят утренники посвященные праздникам. В детском саду тепло и уютно. Во дворе имеется игровая площадка. Здание детского сада  одноэтажное, деревянное.  

Оба здания  требуют капитального ремонта. Необходимо построить спортивную площадку, игровые зоны и зоны отдыха на территории школы  и  детского сада. Игровую площадку детского сада необходимо  обустроить новым оборудованием.

 

Здравоохранение

 

Население обоих поселений обслуживает  один специалист - фельдшер. Через фельдшерско-акушерский пункт оказывается первичная медицинская помощь. Экстренные вызовы,  доставка больных в центральную районную больницу осуществляется администрацией сельсовета и частными лицами при сопровождении фельдшера. Для получения специализированной помощи больные выезжают в районный и краевой центр.

Здание ФАПа  кирпичное,  находится в отличном состоянии, ежегодно проводится текущий ремонт, медикаменты поставляются регулярно.

      

Культура

 

Учреждения культуры имеются в обоих населенных пунктах.  Библиотека имеется только в с. Талажанка.   

Библиотека и  Талажанский СДК  располагаются в прекрасном двухэтажном  кирпичном здании. Здание дома культуры на 200 мест, было построено еще колхозом в 1988 году. В СДК организована  работа кружок - музыкального, танцевального и чтецов.  

Книжный фонд библиотеки составляет 7 561 экз.,  количество посещений – 260.   

Щелкановский сельский клуб расположен в одноэтажном деревянном здании, требующем капитального ремонта.

Все мероприятия проводятся в соответствии с календарным планом. Но в мероприятиях в основном  участвуют только дети  и школьники, молодежь и взрослое население активного участия не принимают.

Культурная работа ведется 2 культработниками и 1 библиотекарем.

          Материально-техническая база учреждений культуры имеет крайнюю степень износа.       Отсутствуют музыкальные инструменты, сценические костюмы, мебель. Доля морально устаревшей литературы в книжном фонде составляет около 50%. 

 

Социальная защита населения

 

Основная часть населения (73%), проживающего на территории сельсовета, малоимущее население, нуждающееся в социальной помощи и поддержке.  Из общего числа лиц, имеющих право на социальную помощь, значительную часть составляют пенсионеры, инвалиды, многодетные  семьи, семьи с детьми, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума,  а так же  население имеющее доходы ниже прожиточного минимума.  

Несмотря на низкие доходы или их отсутствие, часть населения(10%) не пользуется мерами социальной поддержки. Это объясняется нежеланием со стороны нуждающихся собирать документы  на получение субсидий.  

Различные виды выделяемой адресной помощи позволяет лишь частично выравнивать несоответствие   реальных доходов части населения прожиточному минимуму.

Основная проблема социального плана:  неудовлетворительные социально-бытовые условия проживания, низкий уровень доходов.

 

Безопасность территории

 

Охрана общественного порядка на территории сельсовета осуществляется силами Казачинского РОВД.  Территорию обслуживает 1 участковый инспектор. В 2005 году для  более эффективной  работы  участкового было выделено отдельное помещение.

Пожарного поста на территории нет, противопожарная защита осуществлялась силами ПЧ-55,  которая находится в с. Казачинское  на расстоянии56 км.  и  силами АПП «Талажанское». Но переоборудованная машина предприятия старая, часто выходит из строя. Что бы обеспечить пожарную безопасность населенных пунктов необходимо организовать пожарный пост на территории сельсовета и обеспечить его пожарной машиной и спецоборудованием.  

          Ежегодно в весенний период из-за перелива реки Кемь прерывается связь с районным центром. В связи с этим на опасных  участках требуется поднятие дорожного полотна и установление дополнительных пропускных сооружений (мостов, дорожных колец).

 

Благоустройство 

 

Внешнее состояние (вид) населенных пунктов удовлетворительное за счет большого количества лесных  и кустарниковых насаждений на их территории. В селах довольно широкие улицы, санитарное состояние придомовых территорий постоянно поддерживается самими жителями. Весной и летом хозяева домов делают ремонты заборов, подкрашивают ворота и наличники. В палисадники высаживаются цветы. Не большое количество заброшенных домов и неухоженных дворов не портят  общую картину сел.

Обеспечено освещение улиц в темное время суток. В пределах финансирования проводится очистка улиц и дорог. Для лучшего ориентирования в населенных пунктах необходимо установить аншлаги с указанием наименования улиц и номеров домов.

 

Местный  бюджет 

 

Анализ доходов и расходов бюджета за 2004-2006 годы показывает, что доля дотаций из районного бюджета в общей сумме доходов бюджета МО увеличивается. В 2006 году эта доля составила 96,6%  против  91,7%   в 2004 году.  Налоговые доходы в  собственных доходах  составляют 69,3%(2006 год). 

Снижение сумм расходов бюджета МО произошло в результате передачи в 2005-2006 годах на уровень района полномочий в области образования и здравоохранения(переданы ФАП,  школа и детский сад).

Бюджет сельсовета является остродефицитным,  собственных доходов хватает на покрытие только 2,8%  минимальных расходов.

 

Доходы  и расходы бюджета, тыс.руб.

Таблица 7

№ п/п

Наименование показателя

2004 год

2005 год

2006 год

1

Доходы бюджета, всего:

3 036

2 284

2 984

1.1

в т.ч.: собственные средства

80

49

101

1.1.1

из них:  -  налог на доходы физических лиц

44

24

31

1.1.2

-  единый налог на вмененный доход

для отдельных видов деятельности

-

2

39

1.1.3

-  налог на имущество физических лиц

-

 

-

1.1.4

-  земельный налог

-

2

-

1.1.5

-  доходы от использования имущества,

находящегося в государственной и

муниципальной собственности

3

9

15

1.1.6

-  прочие неналоговые доходы

 

 

 

1.2

Дотации из районного бюджета

2 789

2 235

2 883

2

Расходы бюджета, всего:

3 220

2 080

2 944

2.1

В т.ч.:

на организацию, содержание и развитие учреждений образования, находящихся в ведении органов местного самоуправления

2 238

622

719

2.2

на культуру, кинематографию и средства массовой информации

448

727

839

2.3

на здравоохранение и спорт

212

268

-

2.4

на благоустройство

15

62

683

2.5

на содержание аппарата управления

290

401

695

 

                                                                  

  Основные проблемы муниципального образования

 

  • развал производства на территории сельсовета
  • обеспечение занятости населения, в том числе учащихся в летний период;
  • низкий уровень доходов населения.
  • отток трудоспособной и активной части населения, так необходимой в социальной и производственной сферах
  • старение населения;
  • отсутствие системы водоснабжения  населения качественной питьевой водой;
  • недостаточность собственных ресурсов у поселения для саморазвития,  полная зависимость от районного и краевого бюджета;
  • отсутствие пожарного поста;
  • плохое качество внутрипоселенческих дорог;
  • отдаленность, как от районного, так и  от краевого центра не  прибавляет привлекательности территории;
  • отсутствие  гарантированного  рынка сбыта,  диспаритет цен   не стимулируют интереса жителей  к ведению личного подсобного хозяйства
  • материально - техническая база  отраслей  социальной сферы   характеризуется высоким процентом износа и отсутствием современного оборудования;  
  • муниципальная собственность  юридически не оформлена. Отсутствуют средства на текущие и капитальные ремонты объектов  муниципальной собственности;    
  • население, проживающее в ведомственном и муниципальном жилье не заинтересованы в официальном  оформлении(приватизации)  прав на имущество из-за высоких налогов;
  • отсутствие полигона для ТБО и биотермических ям  для утилизации   и уничтожения биологических отходов

 

 

SWOТ – АНАЛИЗ

 

На основе SWOT-анализа сложившейся ситуации сформирован перечень слабых  и сильных сторон, характерных для муниципального образования.

         Матрица SWOT, содержащая результаты анализа сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз,  представлена в приложении № 3.

 

Сильные стороны:

 

  • Ø наличие ресурсов для развития(помещений, сельскохозяйственной техники,  сельскохозяйственных угодий), пригодных для развития сельского хозяйства;
  • Ø наличие свободных земельных участков для индивидуального жилищного строительства;
    • Ø наличие свободных трудовых ресурсов;
    • Ø наличие социальной инфраструктуры;
    • Ø отлаженная система  автобусного сообщения с  райцентром;
    • Ø наличие лесных ресурсов для строительства и использования в качестве  топлива; 
    • Ø природно-климатические условия позволяют развивать сельское хозяйство; 
    • дикоросы:  папоротник-орляк,  земляника,   грибы, черемша, кедровый орех; 

 

Слабые стороны:

 

  • Ø значительная удаленность от районного и краевого центров, рынков сбыта продукции;
  • Ø отсутствует генплан  застройки территории, не урегулированы права собственности на землю;
    • Ø отсутствие полезных ископаемых, в том числе общераспространенных;
    • Ø высокий уровень скрытой  безработицы  11,1%;
    • Ø низкое качество трудовых ресурсов, дефицит квалифицированных кадров;
      • Ø низкая покупательская способность  населения;
    • Ø неуверенность населения в завтрашнем дне, отсутствие активной жизненной позиции;
    • Ø высокий процент(68%) социально-незащищённых групп населения;
    • Ø отсутствие производств, альтернативных сельхозпроизводству;
    • Ø отсутствие инвестиционной активности по причине отсутствия финансовых средств, как у населения, так и у действующих предпринимателей;
    • Ø высокий износ основных фондов в сфере материального производства, неэффективное ведение общественного с/х производства;
    • Ø низкий уровень материально-технической базы учреждений социальной сферы;
    • Ø отсутствие условий для развития массового спорта;
    • Ø низкое качество сотовой связи;
      • Ø отсутствие централизованной системы водоснабжения населения;
    • Ø высокий процент ветхого жилья(50%), отсутствие строительства жилья, в том числе социального;
    • Ø все внутрипоселенческие  дороги грунтового исполнения;

 

 

 

 

     

Приоритеты развития  и приоритетные направления специализации для развития территории

 

  • Улучшение условий проживания населения на территории;
  • Повышение степени доступности и качества  культурных услуг;
  • Формирование здорового образа жизни;
  • Обеспечение занятости  и самозанятости населения;
  • Развитие растениеводства;

 

Ресурсы социально-экономического развития

 

Наличие свободных земельных ресурсов, пригодных для развития сельского  хозяйства

 

площадь неиспользуемых сельхозугодий, пригодных для развития сельского хозяйства –2 150 га.

 

Сохранившаяся материально-техническая база

 

Свободные производственные площадки пригодные для развития сельхозпроизводства в с.Талажанка( здание МТФ, склады для сушки и хранения зерна, гаражи, сельхозтехника)  оставшиеся после ликвидации колхоза.

 

 

II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

 

Целью программы социально-экономического развития муниципального образования Талажанский сельсовет  является  - создание благоприятных условий для постоянного проживания населения  на территории сельсовета.

 

Долгосрочные цели (до 2017 года):

 

  1. Повышения   уровня  и качества жизни населения.

 

Цели социально-экономического развития до 2012 года включительно:

 

  1. Создание комфортных условий для проживания, путем благоустройства и обеспечения  доступности услуг водоснабжения.
  2.  Развитие деловой активности и вовлечение населения в экономическую жизнь территории.
  3. Повышение доступности  адресной поддержки социально незащищенных групп населения.
  4. Сохранение  культурно-исторических ценностей  и формирование здорового образа жизни.
  5. Обеспечение безопасности населения и территории.

Достижение среднесрочных целей социально-экономического будет осуществляться  в результате решения следующих задач:

 

1.  Благоустройство  населенных пунктов

2.  Организация водоснабжения населения

3.  Поддержка и развитие малых форм хозяйствования

4.  Создание условий для развития  территории

5.  Поддержка малообеспеченного населения

6.  Создание  условий для  занятий  спортом. Содействие в развитии  массового спорта

7.  Создание условий и обеспечение населения качественными услугами учреждений культуры

8.  Профилактика и обеспечение комплексных  мер безопасности территории

 

Реализация мероприятий Программы предполагается осуществить в 2 этапа:

I этап – среднесрочный период;

II  этап – долгосрочный период.

 

На I этапе (2007-2009гг.) будут решаться первоочередные задачи жизнеобеспечения постоянного населения в том числе: организация водоснабжения населения качественной водой, благоустройство территории, создание благоприятных условий для привлечения и развития существующего  бизнеса, направленные на мотивацию проживания населения.

 

На II этапе (2010-2012гг.) предполагается  развитие  сельхозпроизводства на территории, в том числе в виде малых форм хозяйствования, привлечение средств для обеспечения территории документами территориального планирования, проведение ремонтов учреждений культуры, проведение мероприятий по привлечению средств  на  строительства водопровода, полигона для твердо-бытовых отходов, скотомогильника.

 

III.   СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

Задача 1   Благоустройство  населенных пунктов  

Программные мероприятия:

  • очистка населенных пунктов от заброшенного ветхого жилья
  • установка указателей с названиями улиц и номерами домов
  • ремонт системы уличного освещения путем замены пускателей уличного освещения и установки фотореле
  • организация детских трудовых отрядов на благоустроительных работах
  • ежегодное  содержание, отсыпка и грейдирование дорог
  • строительство остановок и тратуаров в населенных пунктах
  • содержание мест захоронений
  • организация работ по сбору и вывозу мусора
  • вовлечение жителей, организаций и предпринимателей  в работы по благоустройству территории
  • обустройство мест массового отдыха   
  • строительство    памятника     участникам ВОВ
  • обустройство территории СДК
  • ремонт ограждения территории сельсовета
  • капитальный ремонт  гаража для размещения муниципального автотранспорта
  • капитальный ремонт котельной сельсовета

 

                     Задача 2   Организация водоснабжения населения

Программные мероприятия:

  • строительство глубоководных скважин, водонапорных башен и сетей в населенных пунктах

 

                   Задача 3    Поддержка и развитие малых форм хозяйствования  

 Программные мероприятия:

  • проведение  информационно-разъяснительной работы о формах господдержки, оказание консультационной  помощи в оформлении  земельных участков для ведения ЛПХ, организации малых форм хозяйствования.   Организация мест для выпаса скота
  • проведение переговоров с СМП по приему продукции от ЛПХ,  оказанию услуг для  ЛПХ  в том числе, на льготных условиях отдельным категориям граждан
  • предоставление помещения для ветеринарного пункта

 

Задача 4    Создание условий для развития  территории

Программные мероприятия:

  • разработка проекта генплана сельсовета с разработкой проекта генплана с.  Талажанка

 

Задача 5    Поддержка малообеспеченного населения

Программные мероприятия:

  • участие в информировании населения, помощь в сборе документов на получение субсидии и социальной помощи

 

Задача 6    Создание  условий для  занятий  спортом. Содействие

 в развитии  массового спорта

 Программные мероприятия:

  • строительство спортивной площадки
  • создание базы  спортинвентаря, путем приобретения  мячей ,  теннисного стола, шахмат, шашек, приобретения лыж
  • проведение спортивно-массовых мероприятий

 

Задача 7    Создание условий и обеспечение населения качественными услугами учреждений культуры

 

Программные мероприятия:

  • проведение праздничных мероприятий
  • приобретение материальных средств для кружков
  • комплектование книжного фонда
  • проведение встреч, тематических вечеров, рассказывающих об историческом прошлом села, достойных людях населенных пунктов
  • капитальный ремонт  домов культуры 

 

Задача 8.  Профилактика и обеспечение комплексных  мер безопасности территории  

Программные мероприятия:

  • проведение профилактических мероприятий по предотвращению пожаров, терроризма и экстремизма, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера путем приобретения и  распространения информационных материалов
  • проведение лабораторных исследований  качества питьевой воды
  • установка дорожных знаков
  • установка пожарно-охранной сигнализации  в учреждениях культуры     
  • ходатайство перед КГУ «Противопожарная охрана Красноярского края»  о выделении  пожарного автомобиля  для сельсовета       
  • восстановление   пожарного водоема, приобретение мотопомпы
  • приобретение пожарного оборудования, ежегодное устройство защитных пожарных полос,  устройство и расчистка подъездов к пожводоемам и водонапорной башне

 

Ресурсное обеспечение Программы

 

Реализация Программы на период планирования предполагается  за счет средств  местного и  краевого бюджета.

Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию программных мероприятий в течение 2007-2012 годов оценивается в размере  12 090,8  тыс.рублей.

На 2007 год по программе запланированы к реализации мероприятия на сумму 142,0 тыс.рублей. – 1,2% от общего объема; на 2008 год – 1 060,5 тыс.рублей. (8,8%);  на 2009 год – 2 605,9 тыс.рублей. (21,6%);   на 2010 год –   4 777,1 тыс.рублей. (39,5%); на 2011 год – 2 536,9 тыс.рублей. (21,0%); на 2012 год – 968,4 тыс.рублей. (8,0%).

Основная доля  в общем объеме планируемых расходов, приходится на программные мероприятия  в области благоустройства (29,2%) жилищно-коммунального хозяйства (9,2%) и  безопасности территории (3,6%).  

Средства краевого бюджета 7 347,4 тыс.руб.(64,1%)  предназначаются для включения в финансирование мероприятий краевых целевых, ведомственных программ.

Весь объем расходных обязательств по Программе  распределен по источникам финансирования в ценах соответствующих лет. Объем финансовых средств в разрезе мероприятий  указан в приложениях 4 и 9.

 

 

IV.      ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

 

 

Реализация программных мероприятий в соответствии с намеченными целями и задачами к 2012 году включительно позволит:

в экономике 

ü снизить уровень безработицы до  2,3%  против 2,8%  в 2006 году;

ü повысить уровень среднемесячной  заработной платы в целом по территории  в 2 раза;

ü снизить численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до 65,3 %  против  73%  в 2006 году;

ü увеличить численность занятых в экономике, с учетом СМП    на 6 человек;

ü снизить численность населения в трудоспособном возрасте не занятых трудовой деятельностью и учебой  до 40 человек против  49 в 2006 году;

ü повысить долю школьников, занятых в  летних трудовых отрядах (от общей численности детей школьного возраста) до 16% ;

ü вовлечь в хозяйственный оборот до 50%  земель сельхозназначения, включая земли пайщиков и дольщиков;

ü организовать для жителей сельсовета постоянный сбыт продукции ЛПХ;

ü обеспечить самозанятость населения за счет поддержки ЛПХ на уровне 12,2%;

ü сохранить количество ЛПХ на уровне 2006 года и увеличить поголовье  КРС в ЛПХ   на  9,1%;

ü обеспечить территорию документами территориального планирования  для устойчивого развития. 

в социальной сфере:

ü  улучшить качество  предоставляемых культурных услуг для населения путем приобретения материальных средств и пополнения книжного фонда  до 45%  против 20% в 2006 году;

ü увеличить количество посещений клубных учреждений(на 1 тыс. человек   населения)  до 3 500 против 3 200 в 2006 году;

ü привить молодежи бережное отношение к историческому прошлому села, района, страны;

ü создать  1  клуб  по месту жительства физкультурно-спортивной направленности,  в 2006 году их не было;

ü увеличить численность  систематически  занимающихся  физической   культурой и спортом  до 25 человек против 3 в 2006 году,  удельный вес     7,2%    против   1,0%  соответственно,  за счет приобретения спортинвентаря и строительства  спортивной площадки;

ü создать условия для отвлечения молодежи от пьянства, формирования здорового образа жизни;

ü вовлечь несовершеннолетних из группы риска в число систематически занимающихся физической культурой и спортом. 

в обеспечении жизнедеятельности

ü обеспечить жителей качественной питьевой водой через создание жилищно-коммунальной инфраструктуры;

ü обеспечить бесперебойное освещение населенных пунктов;

ü обеспечить содержание внутрипоселенческой  дорожной сети в удовлетворительном состоянии, улучшить качество автомобильных дорог; 

ü построить  3 остановки общественного транспорта;

ü создать условия для обеспечения  безопасности транспортного движения; 

ü провести капитальные ремонты  муниципального имущества, в том числе объектов жизнеобеспечения деятельности;

ü обеспечить соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;

ü обеспечить безопасность населения при посещении учреждений культуры оснастив все учреждения культуры охранно-пожарной сигнализацией;

ü повысить противопожарную защиту людей и населенных пунктов;

ü обеспечить  личную и имущественную безопасность граждан путем профилактических мероприятий;

ü снизить уровень преступности по территории на  14,7;

ü предотвратить загрязнение среды обитания населения, производственной среды.

в муниципальных финансах

с целью сохранения доходности бюджета

ü повысить  долю  доходов, полученных от сдачи в аренду муниципального имущества в собственных доходах до 17,6% против 14,9%;

ü повысить доходы от предпринимательской деятельности на  18,8%; 

 

Параметры собственных доходов бюджета отражены  в  приложение № 6.

Основные показатели социально-экономического развития муниципального образования в приложение №8.

 

 

V.    ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

 

Разработку, согласование, реализацию и контроль над комплексной программой социально-экономического развития муниципального образования осуществляют:  администрация сельсовета,  сельский  Совет депутатов, консультативный совет.

Глава администрации сельсовета является ответственным за реализацию комплексной программы социально-экономического развития,    осуществляет    общее руководство Программой.    Самостоятельно  назначает ответственных исполнителей программных мероприятий; осуществляет оперативный контроль, через консультативный совет, за ходом выполнения программы; представляет отчетность по итогам реализации Программы  и вносит в сельский Совет депутатов предложения по корректировке Программы. Отчетность о ходе выполнения Программы района   ежегодно   публикуется   в   средствах   массовой   информации, копия Отчета предоставляется в администрацию района.

Бухгалтерия администрации сельсовета формирует бюджет Программы в целом и на очередной финансовый год; формирует отчет о финансировании Программы за отчетный период; вносит корректировки с учетом уровня доходов бюджета; осуществляет распределение средств по распорядителям и исполнителям мероприятий Программы; проводит сбор и экспертизу заявок на финансирование программных мероприятий; принимает меры по своевременной корректировке объемов финансирования программных мероприятий и доведению информации до заинтересованных лиц, несет ответственность  за своевременное, целевое выделение финансовых ресурсов на реализацию мероприятий Программы. Ответственность за  своевременное, целевое   использование финансовых ресурсов, выделенных  на реализацию мероприятий  несет ответственный исполнитель.

Сельский Совет депутатов утверждает Программу развития МО и изменения в ней; формирует в рамках своих полномочий законодательную базу реализации мероприятий Программы.

Для эффективного управления комплексной Программой необходима  разработать и принять Положение  «О мониторинге Программы социально-экономического развития Талажанского сельсовета на период   до  2017 года»  с утверждением  форм  отчетности.

Консультативный совет под председательством Главы сельсовета действует в соответствии с  положением  о Совете. Заседания  комиссии проводятся не реже чем 2 раза в год.

Исполнительные органы

-       администрация сельсовета;

-       бюджетные организации;

-       другие участники  - население поселений, представители малого и среднего бизнеса и др.



[1] Уровень самозанятости населения = (Число ЛПХ на начало года, основным источником доходов которых, является  продукция с ЛПХ / Численность постоянного населения на начало года) х 100%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика