Мокрушинский сельсовет

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОКРУШИНСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ

на период  2011-2020 гг.

 

с. Мокрушинское

2011 год


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование  программы

Комплексная  программа социально-экономического  развития  муниципального образования   Мокрушинский  сельсовет

на период  2011-2020 годы

Основание  для  разработки программы

Решение Мокрушинского сельского Совета депутатов от 30.12.2010 года № 10-20. «О разработке комплексной программы социально-экономического развития Мокрушинский сельсовет на период 2011-2020 гг.»

Основные  разработчики программы

Администрация Мокрушинского сельсовета

Миссия  муниципального образования

Мокрушинский сельсовет  –  развивающееся  поселение, привлекательное для проживания и ведения хозяйственной деятельности

Цели  программы

Стратегические:

     Формирование структуры экономики сельского поселения, способной обеспечить стабильную занятость и  увеличение долидобавленной стоимости, создаваемой на территории.

     Повышение благосостояния и качества жизни населения на территории  сельского поселения.

Среднесрочные:

     Обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения.

Экономическая:   Повышение  уровня  экономического  потенциала  сельского поселения.

Социальная:  Повышение  уровня  и  качества  жизни  населения сельского поселения.    

Основные  среднесрочные задачи  программы

  1. Содействие развитию предпринимательства и самозанятости трудоспособного населения
  2. Проведение работ по благоустройству населенных пунктов
  3. Содействие жителям поселения в решении жилищного вопроса
  4. Развитие сети сотовой связи
  5. Создание  условий для развития массовой  физической культуры и спорта
  6. Укрепление материально-технической базы дома культуры и библиотеки
  7. Проведение мероприятий, направленных на сохранение духовно-нравственных традиций и укрепление семейных ценностей
  8. Привлечение средств вышестоящих бюджетов на разработку плана застройки территории, проведение капитальных ремонтов  и строительство муниципальных объектов жизнедеятельности
  9. Обеспечение комплексных мер безопасности территории и имущественной безопасности жителей

Сроки  и  этапы  реализации программы

2011-2020 годы

Объемы и источники финансирования программы  

(в среднесрочном периоде)

Общая потребность в финансировании Программы составляет - 111 803,5 тыс.рублей, в том числе:

Местный бюджет – 3 192,5 тыс. рублей

Краевой бюджет –  103 297,8 тыс. рублей

Федеральный бюджет– 5 264,2 тыс. рублей

Ожидаемые  результаты реализации  программы              (в  долгосрочном  и среднесрочном  периоде)

 

 

Реализация программы к 2015 году позволит:

    сохранить уровень безработицы на уровне 2009 года (2,2%);

   сохранить  численность занятых в экономике, с учетом СМП    на уровне 2009 года;

   сохранить  количество ЛПХ на уровне 2009 года(298)

к 2020 году

   увеличить численность занятых в экономике, с учетом СМП  на  100,9 %;

   увеличить  количество ЛПХ на 104,1%, обеспечив дополнительный доход   302 домохозяйствам

Оглавление

1.   СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ.. 7

1.1.   Общая характеристика. 7

1.2.   Анализ социально-экономического положения. 8

   Население и рынок труда. 8

Демография. 8

Рынок  труда     

Специализация экономики поселения. 11

Сельское хозяйство. 11

Обрабатывающие производства. 13

Индивидуальное предпринимательство. 13

Социальная сфера. 14

Здравоохранение. 14

Образование. 14

Культура. 14

Физическая культура  и  спорт.. 15

Туризм. 16

Жилищный фонд и водоснабжение. 16

Транспортная инфраструктура и связь. 16

Потребительский и финансовый сектор. 17

Благоустройство и вопросы охраны окружающей среды.. 18

Безопасность территории и населения. 18

Территориальное планирование. 18

Местный бюджет. 19

Управление муниципальной собственностью.. 20

1.3  Ресурсы социально-экономического развития. 20

Основные проблемы.. 21

SWOТ – анализ22

2. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.. 23

2.1. Миссия и цели социально-экономического развития поселения. 23

2.2. Территориальное развитие сельского поселения. 26

3.   ДОЛГОСРОЧНЫЙ   ПЛАН   СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ   26

3.1. Направления развития экономики и социальной сферы.. 26

4. СРЕДНЕСРОЧНЫЙ   ПЛАН   СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ   28

4.1. Среднесрочные задачи и система среднесрочных программных мероприятий  28

4.2. Ресурсное обеспечение системы среднесрочных программных мероприятий  29

5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.. 30

6. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ  ЕЕ   ИСПОЛНЕНИЯ………………………………………………….32


 
Приложения

 

ПриложенПриложенияие №2. Перечень программных  мероприятий…………………….

32

Приложение №3. SWOT- анализ……..…………………………………………

42

Приложение №4. Объемы и источники финансирования…………………….

45

Приложение №5. Инвестиционные проекты ………………..………………..

53

Приложение №6. Перечень нормативно-правовых актов ……….……………

54

Приложение №7. Перечень объектов капитального строительства………….

56

Приложение №8. Целевые ориентиры программы социально-экономического развития……………………………………………………….

57

 

1.   СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 1.1    Общая характеристика  

Мокрушинский сельсовет образован в 1919 году, статусом муниципального образования обладает с 29.11.2004 года.

Сельское поселение расположено в центральной части Казачинского муниципального районаКрасноярского края.Площадь территории составляет 527 гектар. Территориально граничит: на юге с Пятковским, юго-востоке с Дудовским и Рождественским, юго-западе с Александровским и Момотовским, на севере с  Галанинским сельсоветами района.  Удаленность 185 км.  к северу от г. Красноярска, до районного центра с. Казачинское  23 км,

В состав муниципального образования входят 2 населенных пункта: центральная усадьба  село Мокрушинское,  основанное в 1750 году и  деревня Подпорожье.  Деревня Подпорожье  расположена на берегу реки Енисей,  в 14-ти км. от  знаменитых «Казачинских порогов»[1], и  давно имеет неофициальный статус дачного поселка.

Общая численность постоянно проживающего населения по состоянию на 01.11.2011 года составляет  848 человек[2]  или  7,4 % общей численности населения района.  Этнический состав проживающего на территории населения  представлен  в основном русскими,  немцами и чувашами.

По хозяйственной специализации сельское поселение относится  к  агропромышленным территориям.Хозяйственный сектор экономики представлен  1 сельхозпредприятием (ОПХ «Казачинское»)  и  1 крестьянско-фермерским хозяйством ИП «Алиев М»;  предприятиями лесопереработки-  ООО «Форвард-лес», МТС «Казачинское»;  филиал КГУ «Казачинский лесхоз».  6 индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере  торговли,  7 предпринимателей занимающихся перевозкой леса, 1 осуществляет услуги шиномонтажа. Муниципальный сектор  -  6 бюджетными учреждениями, оказывающими услуги социального характера в области образования, здравоохранения и культуры.

На деньги прихожан в 2010 году в селе Мокрушинское открыт православный «Свято-Николаевский» храм, который является центром духовной культуры и украшением села.

Через  всю территорию поселения  проходит трасса краевого значения с твердым покрытием «Красноярск—Енисейск».

По природно-сельскохозяйственному  районированию территория  относится к подтаежной зоне. Природно-климатические условия ( устойчивые продолжительные летние температуры, продолжительный световой день, отсутствие дефицита влаги) позволяют возделывать все районированные культуры.

Леса хвойно-лиственные (сосна, ель, пихта, береза, осина). Лесных ресурсов вполне достаточно для нужд местного населения (строительства и отопления).

Фауна смешанная: соболь,  белка,  заяц-беляк.  Хищники  представлены бурым медведем, волком, лисицей и рысью,  из птиц водятся   глухарь, рябчик, куропатка, косач.

Произрастают: смородина черная, смородина красная, малина, земляника, клубника, черника.  Грибы белые, лисички, рыжики и другие дары природы.

На территории сельсовета нет месторождений полезных ископаемых, но  имеются проявления гранита.

Осуществляется водозабор подземных вод для хозяйственных  и производственно-технических целей.

1.2 Анализ социально-экономического положения

Население и рынок труда

Демография

Численность постоянно проживающего населения на протяжении последних лет имеет стабильную тенденцию роста. За период с 2006 года по 2010 год  среднегодовая численность населения возросла на  23 человека или 2,0%  и составила на 01.01.2011 года  848 человек.

Динамика численности

таблица 1

Наименование показателя

2006 год

2007  год

2008  год

2009  год

2010     год

2010  в %     к  2006            

Численность постоянного населения, чел.

825

846

830

846

848

102%

Увеличение численности  населения происходит в основном за счёт миграции населения из близлежащих населённых пунктов района. 

Показатели   естественного   и   миграционного   движения   населения

таблица 2

Годы

Рождаемость

Смертность

Естественный                   прирост

Прибыло

Выбыло

Миграционный                прирост

2006

8

10

-2

40

43

-3

2007

16

5

+11

47

35

+12

2008

6

9

-3

52

15

+37

2009

8

22

-14

28

32

-4

2010

8

9

-1

28

7

+15

По состоянию на 01.01.2011 года возрастная структура населения сельского поселения определяется в соотношении: 20,3% - младше трудоспособного возраста,  50,7% -  трудоспособного возраста  и 29,0% - старше трудоспособного возраста. Доля населения старше трудоспособного возраста составляет практически 1/3 всего населения сельского поселения.

На демографической ситуации отрицательно сказывается естественная убыль населения, которая предопределена снижением продолжительности жизни (средняя продолжительность 68 лет). Существующий уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения.

За период с 2006 по 2010 годы средний коэффициент естественного движения населения составил (-2,7) единицы. Среднее положительное сальдо миграции  составило + 11 

Возрастная структура населения

таблица 3

№ п/п

Наименование показателя

2006 год

2007  год

2008  год

2009  год

2010 год

1

Численность постоянного населения, в том числе

825

846

830

846

848

1.1

- младше трудоспособного возраста

146

153

158

179

172

1.2

- трудоспособного возраста

454

472

443

435

430

1.3

- старше трудоспособного возраста

225

221

229

232

246 

По причине естественных миграционных процессов, продолжающейся неустойчивостью функционирования экономики, прослеживается тенденция снижения  числа трудоспособного населения. Следует отметить, что с территории поселения выезжает наиболее трудоспособная и активная часть населения и молодежь, желающая иметь более высокие стандарты уровня жизни для себя и  детей.

Рынок труда

Численность трудоспособного населенияна 01.11.2011 года составила 430 человек или 50,7% от общей численности населения сельского поселения. Численность экономически активного населения составила 82,1% от числа трудоспособного населения.

Основная доля занятых в экономике поселения работают в промышленности и бюджетной сфере – 65,5%. На долю торговли приходится 17,7%  работающих. В сельском хозяйстве занято лишь 4,4%. Значительное число экономически активного населения работает за пределами границы сельского поселения – 127 человек или 36,0%.   28 семей, обеспечивают самозанятость за счет личных подобных хозяйств.

Сокращение численности в общественном сельхозпроизводстве произошло в результате банкротства Казачинской сельхозопытной станции.    Из-за нехватки сырья, может произойти сокращение работников в ООО «Форвард-лес», что также отрицательно скажется на уровне безработицы.

Структура занятости населения

таблица 4

№ п/п

Наименование показателя

2006 год

2007  год

2008  год

2009  год

2010 год

Доля            в %  за 2010 год

1

Численность трудоспособного населения, всего

454

472

443

435

430

х

2

Численность экономически активного населения

397

395

376

364

353

100

3

Среднесписочная численность работников организаций и СМП, (включая ИП),  занятых в экономике поселения всего, в т.ч.

221

223

222

218

203

100

3.1

-  сельское  хозяйство

29

29

29

29

9

4,4

3.2

-  лесная отрасль

8

8

6

6

6

2,9

3.3

-  строительство и ремонт

-

-

-

-

-

-

3.4

- лесопереработка

82

82

82

75

70

34,5

3.5

-  бюджетная сфера

63

63

63

63

63

31,0

3.6

-  торговля

27

27

27

27

36

17,7

3.7

-грузоперевозки

5

5

6

9

9

4,4

3.8

-  сфера бытовых и жилищно-коммунальных  услуг

-

-

-

-

-

-

3.9

-прочие виды деятельности

7

9

9

9

10

4,9

4

Работают вахтовым методом

5

8

8

10

17

4,8

5

Работают за пределами поселения, но не вахтовым методом

<s/tdwidth: 10.74%; height: 42px;td style=4,9pan style="font-size: medium; font-family: 'times new roman', 'times';">130

128

114

110

110

31,2

6

Заняты учёбой ( студенты)

41

36

32

26

23

6,5

7

Численность населения в трудоспособном возрасте не занятых трудовой деятельностью и учебой, всего

 

57

77

67

71

77

21,0

7.1

- из них официально зарегистрированных    безработных

12

10

10

10

20

х

7.2

- не имеющих  статуса безработных по причине наличия земельных долей

-

-

-

-

-

х

7.3

-  не занятых трудовой деятельностью по иным причинам

45

67

57

61

57

х

8

Уровень зарегистрированной безработицы (к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте)

2,6%

2,1%

2,1%

2,3%

4,7%

х

9

 

 

Количество дворов, ведущих ЛПХ(имеющих приусадебные участки, сельскохозяйственных животных и птицу, в том числе

298

294

290

290

289

х

9.1

- количество дворов, для которых продукция ЛПХ  - дополнительный источник дохода

270

259

260

262

261

х

9.2

- количество дворов(семей), основным источником доходов которых является  продукция с ЛПХ

28

35

30

28

28

х 

Из приведенной таблицы видно что, в экономике поселения  занято лишь 57,5 %  экономически активного населения,  при этом почти 18%  трудоспособного населения официально нигде не работает.Уровень зарегистрированной безработицы в 2010 году в сравнении с 2006 годом увеличился на 2,1%  и составил на начало 2011 года 4,7%.Скрытый уровень безработицы также остается достаточно высоким - 17,9%, это связано с тем, что не всё население становится на учёт в центре занятости населения.

В бюджетной сфере уровень работающих стабилен. Среднемесячная  заработная плата работников бюджетной сфере за 2010 год  составила  9 600,00 руб. или  82,1%  от среднерайонного уровня.  В непроизводственныхотраслях, в торговле, сельском хозяйстве среднемесячная заработная плата составляет    4 300 руб.   

Специализация экономики поселения

Производственная деятельность на территории поселения представлена деятельностью в области сельского хозяйства и деревообработки.

Сельское хозяйство

Общественным сельхозпроизводством на территории поселения заняты: ОПХ «Казачинское» и  крестьянско-фермерское хозяйство ИП «Алиев М». Среднесписочная численность работающих в общественном сельхозпроизводстве в 2010 году составила 9 человек,  среднемесячная  заработная плата  4 300 руб.

 Основная специализация ОПХ «Казачинское» - элитное семеноводство. В 2009 году хозяйством было засеяно 300 га. земли, урожайность составила 10 ц/га. В 2010 году урожайность 40 ц/га. Среднесписочная численность работников – 5 человек.

 Крестьянско-фермерское хозяйство ИП «Алиева М» занимается производством зерновых, овощных культур, мяса и молока. Хозяйство стабильно развивается, несмотря на объективные трудности отрасли.На постоянной основе в хозяйстве занято 4 работника.

По состоянию на 01.01.2011 года  в хозяйстве  числилтся  89 голов крупного рогатого скота, в том числе коров – 49,  свиней - 210.

В 2010 году хозяйством произведено 161,4 тонны молока (146,6 процента к уровню 2009 года).  Надой на одну фуражную корову составил 4 247килограммов(131,2 процента к уровню 2009 года). Реализовано  молока 102,9 тонны (139,8 процента к уровню 2009 года). В разы увеличилась реализация мяса 36,3 тонны, против 8,6 тонн в 2009 году.

В 2010 году произошло увеличение посевных площадей зерновых, картофеля. Урожайность зерновых культур составила 19,0 ц/га.(в 2009 году – 15,9 ц/га.).

Позитивные показатели достигнуты хозяйством за счет повышения качества кормов собственной заготовки и соблюдения сбалансированного рациона по питательности и витаминно-минеральным добавкам.

Продукция овощеводства и  животноводства поставляется в города Красноярск, Лесосибирск, Игарка, Норильск и реализуется  на внутрирайонном рынке.

По состоянию на 01.01.2011 года число личных подсобных хозяйствсоставило    289 единиц.  В личных подворьях традиционно занимаются выращиванием картофеля и овощей, разведением КРС, овец, свиней и домашней птицы. Незначительное число населения содержит коз, кроликов и  пчел. Площадь земель, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, на протяжении последних лет, остается   неизменной и составляет 62,0  гектара. 

   Численность   поголовья в личных подворьях

 таблица 5

Наименование показателя

2006 год

2007  год

2008 год

2009 год

2010 год

2010 в %к

2006

Крупный рогатый скот

164

123

77

78

82

50,0

Свиньи

184

175

49

66

65

35,3

Овцы, козы

70

38

27

76

70

100,0

Птица

416

390

297

298

312

75,0

Кролики

52

58

52

42

58

111,5

Пчелосемьи

34

29

35

30

23

67,6

За последние три года произошло резкое сокращение КРС в личных подсобных хозяйствах. На сокращение поголовья в значительной степени влияют:  отсутствие  гарантированного  рынка сбыта;  диспаритет цен   на сельскохозяйственную продукцию, трудности с обеспечением  кормами. Население стареет, предприятия, работают в условиях рынка и  не  имеют достаточных ресурсов, чтобы оказывать жителям  помощь в необходимых объемах заготовки кормов.

Обрабатывающие производства

Деятельностью в области деревообработки: ООО «Форвард-лес»  и  ООО МТС «Казачинское».

ООО «Форвард-лес»  с 2006 года  является единственным переработчиком  леса в районе занимающимся глубокой переработкой древесины и производством изделий из дерева. Предприятие стабильно развивается, на производстве используется высокотехнологическое оборудование, организовано безотходное производство.  В 2009 году, предприятие воспользовалось господдержкой в виде возмещения затрат на приобретение оборудования в рамках реализации инвестиционного проекта.

Среднесписочная численность работающих на предприятии в 2010 году составила 65 человек.  Среднемесячная заработная плата 7 900 рублей.

Объем произведенной продукции 2,2 тыс.куб.м.  (110,0 процентов к уровню 2009 года)  на 22,8 млн.руб.. Продукция предприятия поставляется на рынки Красноярского края, Новосибирска, Барнаула, Москвы и Санкт-Петербурга.

ООО «Форвард-лес» оказывает значительное влияние на формирование собственных доходов бюджета поселения, доля доходов, поступающая от предприятия в местный бюджет, составляет более 30%.

ООО МТС «Казачинское» занимается производством стройматериалов, продажей  запасных частей для сельскохозяйственной техники.

Среднесписочная численность работающих на предприятии - 5 человек.  Среднемесячная заработная плата 6 800 тыс. рублей.

Индивидуальное предпринимательство

На территории поселения осуществляют деятельность 14 индивидуальных предпринимателей, у которых трудятся 12 человек.  Среднемесячная  заработная плата  работников составляет  4 300 руб.

Предприниматели осуществляют торговую деятельность, занимаются лесоперевозками древесины, оказывают услуги в области грузоперевозок. Лидирующее место в малом предпринимательстве занимает отрасль торговли. Торговлю осуществляют 6 предпринимателей.

Малый бизнес помогает решать экономические и социальные проблемы, создавая новые рабочие места, предлагая товары, на которые существует повышенный спрос. Но уровень развития малого предпринимательства в сельском поселении недостаточен и существенного влияния на экономическое положение поселения не оказывает. Для дифференциации экономики поселения, создания новых рабочих мест, оживления спроса и предложения на рынке необходимо развивать сферу бытовых услуг, переработку сельхозпродукции, туризм, в том числе сельский.

Социальная сфера

Объекты социальной сферы на территории поселения представлены муниципальными учреждениями здравоохранения, образования и культуры, которые находятся только на территории центральной усадьбы - с. Мокрушинское.

Здравоохранение

Для оказания медицинской помощи  жителям поселения действует общая врачебная практика. При ОВП всегда имеется набор жизненно необходимых лекарственных препаратов.Работа врача-терапевта предоставляет возможность получить квалифицированную первичную медицинскую помощь, без выезда в район. Экстренные вызовы,  доставка больных в центральную районную больницу осуществляется путем вызова машины скорой помощи врачом-терапевтом.

Проводятся профилактические мероприятия, в том числе для более раннего выявления больных туберкулезом работает передвижная флюорография.

На территории поселения функционирует отделение сестринского ухода,  в котором проживают одинокие престарелые, инвалиды. Штат учреждения состоит из 12 человек.Социальных пациентов обслуживают врач- терапевт, фельдшер, массажист,  работают процедурный и физио кабинеты.

Образование

На территории поселения учебную и воспитательную работу  осуществляют основная общеобразовательная школа и один детский сад.

Школа рассчитана на 123 учащихся, обучается 53, средняя наполняемость классов 5,9 человек. Численность педагогических работников 14 человек, из них  40% педагогов имеют специальное высшее образование, средний возраст работников 42 года.  Для учащихся старших классов и получения дополнительного образования организован бесплатный подвоз учащихся в Казачинскую среднюю школу.  Учащиеся охвачены организованными формами отдыха и занятости: ведутся кружки по интересам,  спортивные секции, в летний период работает оздоровительный лагерь.

Детский сад рассчитан на 42 места, посещает 30 детей. Численность воспитателей составляет 6 человек. Все воспитатели имеют специальное высшее и среднее образование. Очереди в детский сад нет.

Культура

Предоставление услуг в области культуры осуществляют муниципальные учреждения - сельский дом культуры(СДК), рассчитанный на 200 мест, и филиал межпоселенческой библиотеки. Обеспеченность населения учреждениями культуры составляет 72%.

Штат СДК состоит из 4-х человек. Работа отлажена, работают  клубные формирования по различным направлениям. Количество участников  клубных формирований на 01.01.2011 года составило  98 человек. Работники и творческие коллективы принимают активное участие во всех районных мероприятиях, занимают призовые места.

При этом следует отметить что, здание СДК деревянное, ветхое, материальная база изношена, техническое оборудование устарело. При данных условиях наметилась тенденция сокращения посещаемости. За 2009 гбыло проведено 215 мероприятий. Посещаемость составила  4 958 человек, в 2010 г. проведено 238 мероприятий, число посещений 4 310.

Библиотечным обслуживанием жителей занимается 1 библиотекарь. Книжный фонд библиотеки составляет 6 500 книг. Средняя посещаемость  514 человек в год или 61,9% от общей численности населения. Среднегодовой объем книговыдачи 12 351. Ежегодно проводится до 30 мероприятий по разным темам.

В   2011-2012 года по краевой долгосрочной целевой программе «Культура Красноярья на 2010-2012 гг.»   планируется обновление книжного фонда и приобретение компьютера.

Объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории поселения - нет

 На административной территории находится памятник павшим героям в годы Великой Отечественной войны.

Физическая культура  и  спорт

Вопросами организации физического воспитания детей на территории поселения занимаются основная общеобразовательная школа и детский сад, которые реализуют задачи, как школьного спортивного воспитания, так и формирования  начального спортивного мастерства.

Организацию физкультурно-массовой и спортивной работы с жителями поселения до 2011 года обеспечивал 1 штатный инструктор по физкультуре и спорту. С 2011 года средств в бюджете на содержание спортинструктора нет. Что может отрицательно сказаться в дальнейшем на развитии физической культуры и спорта сельского поселения.

Для занятий используются школьный спортзал и спортивная площадка при школе.  Ведутся: лыжная секция, секция по настольному теннису, футбольная, волейбольная, баскетбольная, по шахматам. Общее число занимающихся в секциях   25 человек.Количество человек, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в 2010 году, в сравнении с 2006 годом увеличилось вдвое.

Поселение достойно представляет многие виды спорта на районных соревнованиях. Команды поселения ежегодно принимают  активное участие в спортивных соревнования различного уровня.

Стало традиционным ежегодное проведение спортивных соревнований, посвященных Дню Победы, международному женскому дню 8 марта, 23 февраля, дню физкультурника. Футбольные, баскетбольные и волейбольные турниры.

Туризм

Разумное использование туристских ресурсов должно и может приносить существенный доход, что во многом определяется состоянием отрасли.

В настоящее время  инвесторами, туристическая отрасль,  как возможный вид деятельности на территории сельского поселения, не рассматривается. Вместе с тем,  уже на сегодняшний день в районе д. Подпорожье существует не официальный охотничий  туризм, наибольший интерес представляет такой вид, как бурый медведь. Численность этого зверя в районе достаточно высока.

Природной достопримечательностью сельского поселения является «Казачинский порог» - порожистый участок реки на Енисее в 223 кмниже Красноярска, на котором работает единственный в России туер «Енисей» для подъёма через порог судов. Длина порога составляет 7 км, падение реки достигает 1м/км, наибольшая скорость течения – 18 км/ч.[3]

Строительство базы отдыха с организацией охотничьего туризма, экстремального туризма, в виде сплавов по реке  Енисей, музейного отдела может оказать значительное влияние на экономику поселения, вовлечь незанятое население в производство товаров народного потребления, сувениров, обслуживающую сферу, строительство, сельское хозяйство, обеспечив тем самым дополнительную занятость населения.

Добраться до «Казазчинского порога» не оставляет особой сложности. Это можно сделать как водным путем, так и на автомобильном транспорте.

Жилищный фонд и водоснабжение

Жилищный фонд сельского поселения представлен частным и муниципальным жильем. По состоянию на 01.01.11 года муниципальный жилищный фонд состоит из 26 квартир. Доля муниципального жилья, в жилищном фонде поселения составляет  5%.

 Дома  деревянные, одноэтажные, представлены одно и двухквартирными домами.  Строительство жилья в последние годы не ведется. На сегодняшний день могут быть признаны ветхими и аварийными (непригодными для проживания) 12 квартир общей площадью 504 кв.м (по данным 2005 года). Уровень  износа жилищного фонда продолжает увеличиваться. По состоянию на 01.01.2011 года  доля ветхого жилья составляет 45% от общего объема.  12  семей нуждается в улучшение жилищных условий. Обеспеченность населения общей площадью не соответствует нормативной (менее 18 кв.м. на человека).

Отопление печное,  дровяное,  в некоторых  домах имеется электроотопление. Центральное тепло и водоснабжение отсутствуют. Забор воды для нужд населения  осуществляется из колодцев в личных подворьях,  с глубины 6-12 метров. В деревне Подпорожье водоснабжение организовано за счет одиночной скважины, которая является единственным источником питьевой воды.  Качество питьевой воды не соответствует требованиям ГОСТа и СанПиНа.

Транспортная инфраструктура и связь

Существующая дорожная сеть на территории поселения позволяет обеспечивать транспортную перевозку всех грузов и связь между населенными пунктами. Обслуживание межпоселенческих дорог, проходящих через территорию сельского поселения, осуществляет Казачинский  участок ГП КК «Лесосибирск-Автодор». Муниципальные дороги обслуживаются собственными силами поселения.

Общая протяженность муниципальных дорог составляет  12 км. Все дороги гравийного исполнения и требуют капитального ремонта.   С целью поддержания дорожной сети  проводиться только профилирование дорог. Недостаток финансовых средств в местном бюджете не позволяет содержать внутрипоселенческую  дорожную сеть в удовлетворительном состоянии,  проводить своевременные ремонтные работы.А это в свою очередь снижает безопасность транспортного движения.

Пассажироперевозки между населенными пунктами сельского поселения и райцентром осуществляет КГУ АТП «Казачинское». Доставка пассажиров осуществляется ежедневно, два рейса в день, чем обеспечивается доступность услуг социального характера.

 В селе Мокрушинское  работает отделение почтовой связи, которые оказывает филиал ФГУП « Почта России».

Электросвязь обеспечивает ОАО «Сибирьтелеком». Услугами связи пользуется  200 абонентов, обеспеченность квартирными телефонами составляет 69,7%.  Мобильную связь обеспечивают операторы сотовой связи «МТС», «ЕТК», «Билайн».  Кроме этого, в обоих населенных пунктах имеется   таксофонная связь «Искра».   При этом, не смотря на то, что в 2009 году через территорию поселения было  осуществлено строительство оптоволоконных линий передач (ВОЛП), качество услуг связи не улучшилось, большинство жителей не имею возможности подключения  к Интернету на дому. Услугами электронной почты, Интернета можно воспользоваться только через  почтовое отделение.

Потребительский и финансовый сектор

По состоянию на 01.11.2011 года на территории поселения работает 6 магазинов розничной торговли. Работа  магазинов осуществляется только в селе Мокрушинском, жителям деревни Подпорожье  за покупками приходится  ездить в близлежащие села. Точек общественного питания на территории поселения нет. Построенное  здание кофе планируется запустить в 2011 году.

Через отделение Сберегательного банка России, население получает пенсии, и пользуются другими услугами банка.

Несмотря на востребованность, сфера бытовых услуг в поселении не развита.  Чтобы воспользоваться бытовыми услугами, населению поселения приходиться выезжать в районный центр.

С целью организации торговли излишками сельхозпродукции и дикоросов в 2012 году планируется открыть мини-рынок на 10 торговых мест.

Благоустройство и вопросы охраны окружающей среды

Организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с общественных территорий обеспечивает администрация поселения, с частных домовладений – население. Санитарное состояние жилых подворий постоянно поддерживается жителями поселения.

На территории поселения имеются 3 свалки и  2  кладбища, которые требуют постоянного контроля.

Из-за отсутствия средств в местном бюджете, администрация поселения не имеет возможности привести существующие свалки ТБО в соответствие с  установленными требованиями.   По этой же причине места захоронения биологических отходов не обустроены в соответствии с действующими ветеринарно-санитарными Правилами, носят стихийный характер, кроме того, имеются места  неконтролируемых захоронений трупов животных. Обеспечение ветеринарно-санитарных требований  поддерживается  только путем  сжигания  трупов падших животных в специальной траншее,  затем остатки засыпаются землей.

Захламленность лесосек, в том числе и естественная, отходы лесопильного производства, накапливаясь  на границах и в черте населенных пунктов, создают благоприятную среду для развития очагов вредителей леса.

Безопасность территориии населения

Противопожарная защита территории поселения осуществляется силами  КГУ «Противопожарная охрана Красноярского края». Штат поста состоит из 5 человек.  Открытие поста в 2006 году позволило снизить количество и ущерб от пожаров. Силами сотрудников поста ведется постоянная  профилактическая работа среди населения. Проводится подворный обход на предмет соблюдения жителями правил пожарной безопасности.

Учреждения, организации и предприятия, находящиеся на территории поселения обеспечивают меры безопасности на своих подведомственных территориях.

С целью охраны общественного порядка территорию поселения  обслуживает 1 участковый. По-прежнему, значительное число преступных посягательств совершается лицами, ранее нарушавшими закон, а также лицами в состоянии алкогольного опьянения и лицами, не имеющими постоянного источника дохода.

Территориальное планирование

Имеющийся  генеральный план, разработанный в 1983 году,  не соответствует требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации. В целях эффективного землепользования и развития территории, создания условий для планировки территории сельского поселения, в соответствии с Градостроительным кодексом, в 2011 гг. планируется обратиться в министерство строительства Красноярского края о включении мероприятий,  по изготовлению генерального плана развития территории сельского поселения, в долгосрочную целевую программу «Территориальное планирование в Красноярском крае» на 2015-2015 годы.

Местный бюджет

Анализ исполнения бюджета поселения за 2008-2010 годы  показывает, что бюджет исполняется  в основном за счет финансовой помощи, ее доля в собственных доходах составляет более 80%. Основная доля расходов бюджета состоит из расходов на оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений и выплату заработной платы их работникам. Остальные расходные обязательства финансируются  по остаточному принципу.

Несмотря на рост собственных доходов, доля собственных доходов  в доходах бюджета муниципального образования  остается низкой. Собственных доходов хватает на покрытие лишь 16% минимальных расходов.

Доходы и расходы бюджета

 таблица 6

п/п

Наименование показателя

Норматив отчисления

2008 год

2009

год

2010

год

2010 в % к 2008

Доходы

1

Собственные доходы всего, в том числе    ( тыс. руб. ):  

 

271,3

377,0

379,4

139,8

1.1

Налоговые доходы

 

 

 

 

 

1.1.1

Налог на доходы физических лиц

10

159,8

154,7

157,9

98,8

1.1.2

Налог на имущество физических лиц

100

21,3

84,3

55,9

262,4

1.1.3

Земельный налог

100

4,1

6,2

32,6

795,1

1.1.4

Государственная пошлина

100

2,0

7,7

19,5

975,0

1.2

Неналоговые доходы

 

 

 

 

 

1.2.1

Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности

50

62,4

100,7

113,5

181,9

1.2.2

Прочие неналоговые доходы

100

0,7

23,4

 

-

1.3

Безвозмездные поступления

 

1 864,9

1 941,7

1 958,8

105,0

1.4

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход  деятельности

 

21,0

 

 

-

Итого доходов,тыс. руб.   

 

2 136,2

2 318,7

2 338,2

109,5

Расходы, всего, в том числе, тыс. руб. :

 

2 180,5

2 360,4

2 301,2

105,5

1

На организацию, содержание и развитие учреждений образования, находящихся в ведении ОМСУ

 

-

-

-

 

2

На культуру, кинематографию и средства массовой информации

 

718,7

692,0

851,2

118,4

3

Национальная экономика

 

-

-

-

 

4

На  здравоохранение и спорт

 

17,4

16,0

12,4

71,3

5

На благоустройство

 

135,1

277,1

64,8

47,9

6

На содержание аппарата управления

 

1 201,2

1 307,1

1 322,5

110,1

7

Национальная оборона

 

42,3

39,3

36,1

85,3

8

Обеспечение пожарной безопасностью

 

45,3

27,5

12,8

28,3

9

Межбюджетные трансферты

 

20,5

1,4

1,4

6,8

Обеспеченность собственными доходами

 

12%

16%

16%

+4% 

Управление муниципальной собственностью

В муниципальной собственности поселения находится имущество балансовой стоимостью 6 090,00 тыс. руб. Все имущество используется для обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

В состав муниципального имущества входят:

- недвижимое имущество (здания учреждений);

- автотранспорт (1 единица);

- имущество бюджетных учреждений.

Муниципальный жилищный фонд(26 квартир) передан в 2010 году на уровень района.

Доходы от использования муниципальной собственности

таблица 7

№ п/п.

Показатель

2007 год

2008

год

2009 год

2010 год

2009  г.                в % к  2007г.

2010 г.                в % к  2008г.

1

Собственные доходы местного бюджета всего, тыс.рублей

430,3

271,3

377,0

379,4

87,6

139,8

2

Доходы, полученные от сдачи в аренду  земельных участков,  тыс.рублей

98,0

62,4

100,7

113,5

102,8

181,9

3

Доходы от сдачи в аренду иного имущества  тыс.рублей                       

-

0,7

23,4

-

-

-

 Доходы от сдачи в аренду земельных участков ежегодно растут. Рост доходов в 2010 году в сравнении с 2007 годом составил 15,8%.

Вместе с тем, отсутствие  зарегистрированного права муниципальной собственности мешает его эффективному  использованию,  отрицательно сказывается на договорных отношениях. По состоянию на  01.01.2011 года  на весь муниципальный жилищный фондотсутствует право муниципальной собственности, земельные участки требуют межевания.

1.3  Ресурсы социально-экономического развития

    -  площадь неиспользуемых сельхозугодий, пригодных для развития сельского хозяйствасоставляет   110 га.( госземли ОПХ «Казачинское»).

    -  незанятые трудовые ресурсы  24%

    - природная достопримечательность  «Казачинский порог»  может  стать частью туристического потенциала вместе с Государственный природным заказником краевого значения «Кемский»(с.Вороковка), плачущей иконой «Казанской Божьей матери»(с.Казачинское) как для районного уровня, так и для  туроператоров, организующих туры в г. Енисейск.

Данные показывают, что при наличии природно - ресурсного потенциала и других показателей сильной стороны, в среднесрочной перспективе, изменить социально-экономическую ситуацию можно лишь решениями по привлечению инвестиций, хотя в силу отрицательных факторов или слабых сторон территория остаётся не совсем привлекательной для инвесторов.

Основные проблемы

Существующие проблемы сельского поселения, мешают устойчивому и комплексному социально-экономическому развитию, как в современных условиях, так и на перспективу. Их можно объединить в следующие основные группы:

Демографические проблемы:

    - сокращение рождаемости;

    - естественная убыль населения;

    - низкий миграционный прирост;

    - низкая привлекательность и перспективность жизни и работы на селе для молодежи.

Экономические

    - недостаточность экономической основы для развития;

    - нехватка молодых квалифицированных кадров во всех отраслях экономики;

    - низкая инвестиционная активность, как следствие -  низкая эффективность использования всех видов ресурсов территории;

    - диспаритет цен на  продукцию сельского хозяйства;

    - недостаток финансовых ресурсов в общественном сельхозпроизводстве для текущей и инвестиционной деятельности.

    - дефицит электрической энергии для развития бизнеса

Социальные

    - низкий уровень доходов и заработной платы;

    - отсутствие жилья, в том числе социального, высокая  доля ветхого жилья;

    - отсутствие коммунальной инфраструктуры

    - низкий уровень материально - технической базы социальной сферы  (высокий процент износа, в т.ч. зданий, отсутствие современного оборудования)

     - неразвита сфера бытовых услуг

    - низкое качество внутрипоселенческих дорог,  связи

Финансового и материального обеспечения

    - низкий уровень собственных доходов бюджета;

    - отсутствие средств на проведение капитального ремонта зданий и объектов муниципальной собственности, а также на финансирование капитальных расходов, в том числе на строительство объектов социальной сферы, коммунальной инфраструктуры (теплоснабжения, водоснабжения);

    - отсутствие средств на приобретение материально-технической базы в сферах образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта;

    -  отсутствие средств на проведение работ по инвентаризации, оформлению технической документации на земельные участки и муниципальное имущество, а также осуществление регистрации указанных объектов;

    - отсутствие средств на разработку документов территориального планирования;

      - отсутствие средств на финансирование капитальных расходов по строительству полигона для ТБО и биотермических ям  для утилизации   и уничтожения биологических отходов.

Решение вышеперечисленных проблем сельского поселения, с целью обеспечения роста уровня жизни его жителей, требует межведомственной координации и взаимодействия, направленных на создание альтернативных источников занятости населения и повышение уровня его профессиональной подготовки, механизмов поддержки экономической активности сельского населения и участия жителей в развитии поселения.

SWOТ – анализ

На основе SWOT-анализа сложившейся ситуации сформирован перечень слабых  и сильных сторон, характерных для муниципального образования.

         таблица 8

Сильные стороны - S

Слабые стороны - W

  • Близость автотрассы краевого значения Красноярск – Енисейск
  •   Близость к судоходной водной артерии р.Енисей;
  •   Наличие производственных мощностей ООО «Форвард-лес», ООО МТС»Казачинское», КФХ «Солнышко» ИП Алиев М.Р.,ОПХ «Казачинское»(элитное семеноводство);
  •   Наличие земель сельхозназначения для ведения сельского хозяйства, ЛПХ
  •   Природно-климатические условия позволяют развивать сельское хозяйство в области растениеводства, мясного животноводства;
  •   Наличие свободных трудовых ресурсов(24%);
  •   Наличие свободных земельных участков для жилищного строительства;
  •   Наличие лесных ресурсов для строительства и использования в качестве  топлива;
  •   Сохранена социальная инфраструктура  (ОВП,  отделение сестринского ухода на 25 мест, ООШ на 123 уч-ся,  детский сад на 42 места, СДК на 200 мест, библиотека);
  •   Имеются отделение банка, почтовой связи;
  •   Отлаженная система  автобусного сообщения с  районным и краевым центрами;
  •   Развита сфера торговли;
  •   Природные ресурсы для развития туризма («Казачинский порог» с туером «Енисей»);
  •   База отдыха Красноярского ЭВРЗ в д. Подпорожье;
  •   Наличие промысловых ресурсов (дикие животные, рыба, ягоды, грибы, лекарственные травы);
  • Низкий  уровень антропогенного воздействия на территорию поселения, комфортная экологическая среда проживания населения;
  • Наличие проявлений  гранита, требующее геологического исследования.
  • Удаленность от краевого центра (185 км) и  г. Лесосибирска (100 км) – потенциальных рынков сбыта;
  • Отсутствие стабильной системы сбыта с/х  продукции, обеспечения кормами  (потеря интереса к ведению сельхозпроизводства и ЛПХ);
  • Генеральный план застройки с.Мокрушинское  1983 года, плана застройки д.Подпорожье - нет;
  • ;
  • Низкое качество внутрипоселенческих дорог;
  • Низкая инвестиционная активность;
  • Низкая конкурентоспособность местных сельхозтоваропроизводителей;
  • Низкий уровень материально-технической оснащенности учреждений социальной сферы;
  • Здание Дома культуры имеет крайнюю степень износа;
  • «Старение» населения, отток молодежи из села;
  • Низкое качество трудовых ресурсов, дефицит квалифицированных кадров;
  • Высокая доля малообеспеченного населения(25%);
  • Низкая покупательная способность (21 место в крае);
  • Высокий уровень скрытой безработицы 17,9%;
  • Отсутствие централизованного водоснабжения, отопления в обоих населенных пунктах;
  • Низкое качество связи;
  • Сокращение поголовья в ЛПХ;.
  • Неразвитость сферы бытовых услуг;
  • Высокий уровень дотационности бюджета (83,8%);
  • Дефицит муниципального, высокая доля ветхого и аварийного жилфонда;
  • Постепенное снижение плодородия почв (причина: неэффективное ведение земледелия).

Проведенный анализ показывает, что экономический потенциал поселения в настоящее время слабо задействован, особенно в части, развития предпринимательства, заготовки и переработки сельхозпродукции, дикорастущего сырья, развития услуг населению, развития личных подсобных хозяйств.

Ресурсный потенциал территории не получает должного развития, хотя явно просматривается его возможное влияние не только на другие поселения но и на район в целом.

Ресурсы, обеспечивающие развитие стабильны, но пока не позволяют решать стратегические задачи повышения качества и уровня жизни поселения. Практически отсутствует доступ к инвестиционным ресурсам у начинающих предпринимателей и мелких фермеров. Трудовой потенциал задействован только на 76%.

В поселении присутствует тенденция старения и выбывания квалифицированных кадров, демографические проблемы, связанные со старением, слабой рождаемостью и оттоком  населения за территорию поселения, усиливающаяся финансовая нагрузка на экономически активное население, нехватка квалифицированной рабочей силы, выбытие и не возврат молодежи после обучения в вузах.

Из-за  отсутствия финансирования физический износ объектов социальной сферы остается высоким, практически не обновляется  их материальная база 

II. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Миссия и цели социально-экономического развития поселения 

Концепция устойчивого развития Мокрушинского сельского поселения основана на следующих основных принципах:

1) Обеспечение сбалансированности экономической и социальной сфер или максимальное использование в интересах населения тех ресурсов, которые дает экономическое развитие.

2) Решение задач, связанных с развитием, не только в интересах живущих, но и всех будущих поколений, имеющих равные права на ресурсы.

3). Формирование благоприятной среды обитания.

Миссия сельского поселения:    Мокрушинский сельсовет – развивающееся поселение, привлекательное для проживания и ведения хозяйственной деятельности.

          Стратегические цели и направления в развитии сельского поселения на период до 2020года (включительно):

Формирование структуры экономики сельского поселения, способной обеспечить стабильную занятость и  увеличение долидобавленной стоимости, создаваемой на территории.

Повышение благосостояния и качества жизни населения на территории  сельского поселения. Основные стратегические направления:

  • стабилизация численности населения, закрепление трудовых ресурсов, в первую очередь – молодежи;
  • обеспечение устойчивого функционирования хозяйственного комплекса на основе эффективного использования местных природных, материальных и человеческих ресурсов;
  • развитие и рыночная интеграция крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств
  • развитие индивидуальной предпринимательской деятельности и малого бизнеса как в сельскохозяйственной, так и в несельскохозяйственной сфере (переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, строительство, народные промыслы, сельский туризм и др.);
  • обеспечение занятости населения и роста доходов жителей поселения;
  • развитие социальной и коммунальной  инфраструктуры;
  • развитие  внутрипоселенческой дорожной сети;
  • обеспечение безопасности проживания в сельском поселении.

Основные задачи, решение которых обеспечит достижение стратегических целей сельского поселения:

  • обеспечение экономического роста в промышленности и сельском хозяйстве;
  • развитие несельскохозяйственной занятости;
  • обеспечение более высокого уровня социального потребления, включающего комфортное жилье, качественные услуги связи, в социально-культурной сфере;
  • привлечение частных инвестиций в базовую инфраструктуру жизнедеятельности при поддержке из бюджета всех уровней;
  • развитие культуры и спорта села, обеспечивающих доступность населению к получению качественных услуг, в том числе  через использование новых организационных подходов;
  • реконструкция и обеспечение твердым покрытием сети внутрипоселенческих автомобильных дорог;
  • проведение интенсивной работы по благоустройству;
  • строительство в населенных пунктах поселения водопроводных сетей;
  • строительство объектов, выполняющих средозащитные и санитарно-гигиенические функции;
  • осуществление мер по защите территории от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • привлечение, в том числе путем подготовки  собственных, во все сферы деятельности, квалифицированных кадров.

Для реализации вышеперечисленных задач необходим приток значительных инвестиций, поэтому необходимым условием, для решения, является концентрация всех имеющихся финансовых ресурсов – из бюджетов всех уровней (федерального, краевого, местного),  а также частных инвестиций.

Среднесрочные цели и направления в развитии сельскогопоселения на период до 2015года(включительно):

Главной цельюкомплексной программы социально-экономического развития сельского поселения, планируемой к  реализации в среднесрочном периоде, является  -  обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения.

Локальными целями, посредством которых планируется достижение основной цели, являются:

Экономическая   цель:   Повышение  уровня  экономического  потенциала  сельского поселения.

Социальная цельПовышение  уровня  и  качества  жизни  населения сельского поселения.

Приоритетными направлениями для развитияопределены:

  • создание благоприятной среды проживания поселения за счет благоустройства территории поселения;
  • формирование эффективной системы территориального планирования;
  • развитие конкурентоспособного сельскохозяйственного производства,  поддержка и развитие ЛПХ;
  • развитие социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры;
  • развитие индивидуальной предпринимательской деятельности, малого и среднего бизнеса в несельскохозяйственной сфере;
  • возрождение духовно-нравственных традиций и укрепление семейных ценностей.

2.2. Территориальное развитие сельского поселения

Исходя из специфики, анализа позитивных и негативных сторон современного состояния экономики, сложившейся социальной инфраструктуры Мокрушинского сельского поселения, в качестве приоритетных направлений территориального развития, приняты следующие положения:

          • Мокрушинское сельское поселение – поселение с многоукладной экономикой. Основу экономического потенциала составляют обрабатывающее производство, сельскохозяйственное производство, а также развивающийся малый бизнес;

          • Село Мокрушинское – центральная усадьба, развивается, как центр, и ориентировано на обслуживание всего сельского поселения.

         • Деревня Подпорожье – развивающееся поселение в составе сельского поселения, с развивающейся инфраструктурой туризма.

III   ДОЛГОСРОЧНЫЙ   ПЛАН   СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

3.1. Направления развития экономики и социальной сферы

Потенциальные социально-экономические функции поселения на перспективу.

Развитие экономики Мокрушинского сельского поселения

таблица 9

Сектор экономики

Перспективы развития

на 2011-2020 годы

Переработка продукции

Останется базой экономики. На перспективу - на действующих предприятиях  расширение ассортимента продукции, в т.ч. за счет развитие безотходного производства.  Ключевые проблемы и  риски:

- недостаток сырья, квалифицированных кадров

Сельское хозяйство

Останется базой экономики. На перспективу – развитие малых форм хозяйствования, ЛПХ. Кролиководство, переработка дикоросов, пчеловодство Ключевые проблемы и риски:

- наличие рисков ведения земледелия;

- низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

- низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве, недостаток кадров.

Производство

На перспективу: Направления малого предпринимательства в области заготовкой и переработкой дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и других пищевых и не древесных лесных ресурсов

 Ключевые проблемы и  риски: низкая инвестиционная активность

Строительство

На перспективу: Направления малого предпринимательства в области ремонта: мебели,  надворных построек и др..

Ключевые проблемы и  риски: низкая инвестиционная активность

ЖКХ

На перспективу: будет стабильно развиваться, как поддерживающая.

Транспорт

На перспективу: Направления малого предпринимательства в области авторемонта,  шиномонтаж.

 Ключевые проблемы и  риски: низкая инвестиционная активность

Туризм

Перспективы развития: Направления малого предпринимательства в области охотничьего, спортивного, экологического, сельского туризма

Ключевые проблемы и  риски: низкая инвестиционная активность

Товары народного потребления

На перспективу: Направления малого предпринимательства в.

 Ключевые проблемы и  риски: низкая инвестиционная активность

Сфера обслуживания 

Перспективы развития. Направления малого предпринимательства в сфере бытовых услуг(пошива и ремонта одежды, ремонта обуви, услуг печника, электрика-сантехника, парикмахерские услуги и др.) досуга, услуг  здравоохранения, образования.

Ключевые проблемы и  риски: низкая инвестиционная активность                     

Розничная торговля

Будет стабильно развиваться. Перспективы развития: расширение сферы розничной торговли

Ключевые проблемы и  риски: низкая платежеспособность населения

Общественное питание

Перспективы развития. Направления малого предпринимательства : кафе.

Ключевые проблемы и  риски: низкая инвестиционная активность

Для более интенсивного и эффективного включения малого бизнеса в экономику поселения необходимо создать соответствующие условия для поощрения предпринимателей на начальной стадии развития бизнеса. На местном (в том числе районном) уровне таким способом поддержки могут стать:на льготных условиях предоставление земельных участков;  выделение субсидий бюджетам поселений, для поддержки субъектов малого предпринимательства.

Развитие социальной сферы

Здравоохранение

Развитие сети учреждений здравоохранения будет направлено на  совершенствование предоставления первичной медико-санитарной помощи на базе института врача общей практики. Будет проводиться плановое укрепление материально-технической базы.

Кроме того, планируется развивать и расширять в поселении социальное обслуживание. Одно из направлений социального обслуживания – уход за инвалидами и больными пожилыми людьми на дому.

Образование

Развитие сети учреждений образования будет направлено на развитие общедоступности образования, повышение качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями, обеспечение адаптации выпускников школ к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в образовательные учреждения.

На перспективу в2012 году на базе основной  общеобразовательной школы планируется открыть среднюю школу.Ожидаемое число учащихся - 103.

Будет проводиться укрепление материально-технической базы.

Культура

Развитие культуры останется основой для  сохранения и развития культурного потенциала, улучшения условий доступа различных групп жителей к культурным ценностям и информационным ресурсам.

На перспективу необходимо провести работу по строительству  в селе Мокрушинское  нового здания Дома культуры на 300 мест. Строительство нового здания позволит создать на базе СДК  новую модель организации культурно - досуговой деятельности, отвечающую  современным требованиям, предъявляемым к эстетическому восприятию и техническому оснащению, обеспечить качество культурно-образовательных  услуг, информационную доступность жителей поселения.

Физическая культура и спорт

 В области физической культуры и спорта на перспективу планируется создать материально-технической базу для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. В Мокрушинской  школе построить стадион для занятий спортом, проведения соревнований по легкой атлетике и футболу.

 Природные особенности поселения – перепады рельефа, леса и холмы позволяют развивать спортивные секции по лыжным гонкам, велосипедным гонкам, легкой атлетике, футболу, бегу.

4. СРЕДНЕСРОЧНЫЙ   ПЛАН   СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 

4.1. Среднесрочные задачи и система среднесрочных программных мероприятий

Основные задачи, решение которых обеспечит достижение стратегических целей сельского поселения

  1. Содействие развитию предпринимательства и самозанятости трудоспособного населения
  2. Проведение работ по благоустройству населенных пунктов
  3. Содействие жителям поселения в решении жилищного вопроса
  4. Развитие сети сотовой связи
  5. Создание  условий для развития массовой  физической культуры и спорта
  6. Укрепление материально-технической базы дома культуры и библиотеки
  7. Проведение мероприятий, направленных на сохранение духовно-нравственных традиций и укрепление семейных ценностей
  8. Привлечение средств вышестоящих бюджетов на разработку плана застройки территории, проведение капитальных ремонтов  и строительство муниципальных объектов жизнедеятельности
  9. Обеспечение комплексных мер безопасности территории и имущественной безопасности жителей

направлены на стабилизацию и улучшение демографической ситуации;обеспечение  занятости и самозанятости населения;  улучшение жилищных условий проживания;развитие системы жизнеобеспечения; территориальное развитие поселения;  организацию досуга жителей, активизацию культурной и спортивной деятельности и обеспечение безопасности проживания.

Система программных мероприятийПрограммы социально-экономического развития  сельского поселения включает в себя совокупность различных  организационных мероприятий, сгруппированных по задачам и целям.  Перечень  основных программных мероприятий на период 2011-2015 гг., ответственных исполнителей  и ожидаемых результатов от их реализации с указанием необходимых объемов и потенциальных источников финансирования, приведены в приложении № 2.

Реализация мероприятий комплексной программы социально-экономического развития предполагается осуществить в 3 этапа:

I и IIэтапы – среднесрочный период; III  этап – долгосрочный период.

На Iэтапе(2011-2012 гг.) будут решены первоочередные задачи жизнеобеспечения  постоянного населения,  направленные на формирование условий для привлечения и размещения новых бизнес-структур, поддержку и развитие существующих.

НаIIэтапе (2013-2015гг.)предполагается изменение структуры экономики поселения за счет развития индивидуального предпринимательства, повышение доступности и качества сферы социальных услуг, в том числе бытовых, повышение благоустроенности населенных пунктов.

4.2. Ресурсное обеспечение системы среднесрочных программных мероприятий

Реализация Программы на период планирования предполагается  за счет средств  местного,  краевого, федеральногобюджетов и внебюджетных источников.

Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию программных мероприятий в течение 2011-2015 годов  оценивается  в размере  111 803,5  тыс. рублей.

На 2011 год по программе запланированы к реализации мероприятия на сумму 4 614,5 тыс.рублей. – 4,1% от общего объема; на 2012 год – 2 106,2 тыс.рублей. (1,9%);  на 2013 год – 12 876,7 тыс.рублей. (11,5%);   на 2014 год –   59070,8 тыс.рублей. (52,8%); на 2015 год – 33135,3 тыс.рублей. (29,6%).

В общем объеме запланированных расходов  приходится  на программные мероприятия:  в области благоустройства (0,6%), жилищного строительства  (3,4%),  культуры и спорта (0,4%) и  безопасности территории (0,8%).  

Значительные средства 105 936,3 тыс.руб. (94,8%)  запланированных расходов, предназначаются для включения в финансирование мероприятий краевых долгосрочных целевых программ.

Весь объем расходных обязательств по Программе  распределен по источникам финансирования в ценах соответствующих лет. Объем финансовых средств в разрезе мероприятий  указан в приложении 4.

Ежегодно, объем финансовых средств из местного и вышестоящих бюджетов, подлежит уточнению после утверждения соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация программных мероприятий в соответствии с намеченными целями и задачами к 2015 году включительно,позволит:

в экономике

  • сохранить уровень безработицы на уровне 2009 года (2,2%);
  • повысить уровень среднемесячной  заработной платы в целом по территории  в 1,3 раза;
  • снизить долю численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до 39,0 %  против  43,4  в 2009 году;
  • сохранить  численность занятых в экономике, с учетом СМП    на уровне 2009 года;
  • снизить численность населения в трудоспособном возрасте не занятых трудовой деятельностью и учебой  до 63 человек против  71 в 2009 году;
  • организовать для жителей сельсовета постоянный сбыт продукции ЛПХ;
  • обеспечить самозанятость населения за счет поддержки ЛПХ на уровне 10%;
  • сохранить  количество ЛПХ на уровне 2009 года, обеспечив дополнительный доход   292 домохозяйствам;
  • обеспечить территорию документами территориального планирования  для устойчивого развития.

в социальной сфере:

  • улучшить качество  предоставляемых культурных услуг для населения путем приобретения материальных средств и пополнения книжного фонда;
  • сохранить количество посещений клубных учреждений(на 1 тыс. человек   населения)  на уровне 2009 года  - 4 900;
  • привить молодежи бережное отношение к историческому прошлому села, района, страны;
  • создать  1  клуб  по месту жительства физкультурно-спортивной направленности;
  • увеличить численность  систематически  занимающихся  физической   культурой и спортом  до 30 человек против 25 в 2010 году,  доля     3,4%    против   1,2%  соответственно,  за счет приобретения спортинвентаря и строительства  спортивной площадки;
  • создать условия для отвлечения молодежи от пьянства, формирования здорового образа жизни;

в обеспечении жизнедеятельности

  • обеспечить жителей качественной питьевой водой через создание жилищно-коммунальной инфраструктуры;
  • обеспечить бесперебойное освещение населенных пунктов;
  • обеспечить содержание внутрипоселенческой  дорожной сети в удовлетворительном состоянии, улучшить качество автомобильных дорог;
  • провести капитальные ремонты  муниципального имущества, в том числе объектов жизнеобеспечения деятельности;
  • обеспечить соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
  • обеспечить безопасность населения при посещении учреждений культуры оснастив все учреждения культуры охранно-пожарной сигнализацией;
  • повысить противопожарную защиту людей и населенных пунктов;
  • обеспечить  имущественную безопасность граждан путем профилактических мероприятий;
  • снизить уровень преступности по территории до 5,8 против  7,0 в 2009 году;
  • предотвратить загрязнение среды обитания населения, производственной среды.

в муниципальных финансах

с целью сохранения доходности бюджета

  • повысить  долю налоговых поступлений в собственных доходах бюджета на 107,4%;

Основные целевые ориентиры социально-экономического развития муниципального образования отражены в приложение № 8.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ИСПОЛНЕНИЯ

Глава администрации является ответственным за реализацию Программы, осуществляет    общее руководство и контроль.

Администрациясельсовета осуществляет:

-  организацию исполнения мероприятий;

-  подготовку предложений по актуализации мероприятий в соответствии с приоритетами социально-экономического развития поселения, продлению или приостановке реализации отдельных проектов Программы;

- разработку механизмов привлечения дополнительных финансовых ресурсов для реализации Программы;

- анализ количественных и качественных параметров состояния и развития секторов экономики и подготовку соответствующих предложений, в том числе по совершенствованию нормативной правовой базы, необходимой для реализации Программы;

- проведение мониторинга и оценку результативности мероприятий Программы;

-  формирование отчетности о ходе выполнения Программы;

- контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделенных  на реализацию  Программы;

- подготовку и предоставление годового доклада о ходе реализации Программы сельскому Совету депутатов;

-  информирование общественности о ходе реализации Программы.

Программа, дополнения и изменения к ней принимаются решением сельского Совета депутатов.

Исполнители  программы

  • администрация сельсовета;
  • предприятия, учреждения различных организационно-правовых форм, предприниматели, без образования юридического лица;
  • - жители поселения.

Реализация Программы строится на:  взаимодействии ее системы управления с краевыми и районными структурами; вовлечении в процесс реализации хозяйствующих субъектов и жителей поселения путем, целенаправленного использования творческого, культурного, интеллектуального, экономического потенциалов сельского поселения.


[1]Казачинские пороги - один из самых труднопроходимых участков на Енисее (233-240 км от Красноярска).

[2]В 1976 году на территории сельского Совета находилось три населённых пункта – с. Мокрушинское, д. Вилимовка, д. Подпорожье с общей численностью населения 1125 человек. На этот период насчитывалось 8 магазинов, восьмилетняя школа, детские ясли на 42 места, дом культуры на 200 мест, клуб, библиотека, участковая больница на 25 коек, медпункт, АТС на 200 номеров. Хозяйственную деятельность осуществляли  Казачинская «Сельхозтехника», Казачинская «Сельскохозяйственная Опытная станция», Казачинская «Нефтебаза», Казачинский дорожный участок.

[3] В 2003 году российская туерная система подъемов кораблей отметила свой 100-летний юбилей