27 декабря 2018 года Государственной Думой Российской Федерации принят Федеральный закон № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 Указанным законом федеральный законодатель установил полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, полномочия и права органов местного самоуправления в области обращения с животными, требования к содержанию и использованию животных, к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.

 Положения закона не применяются к отношениям в области охраны и использования животного мира, отношениям в области рыболовства и сохранении водных биологических ресурсов, отношениям в области аквакультуры (рыбоводства), отношениям в области охоты и сохранении охотничьих ресурсов, отношениям в области содержания и использования сельскохозяйственных животных и отношениям в области содержания и использования лабораторных животных.

 Обращение с животными представляет собой, в числе прочего, их содержание, использование (применение), совершение действий, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье.

 Жестокое обращение с животным подразумевает такое обращение, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к их содержанию, причинившее вред здоровью животного, либо неоказание при наличии возможности владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии.

 К общим требованиям к содержанию животных их владельцами отнесено обеспечение надлежащего ухода за животными; обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий; принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных; предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок; осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством РФ.

 При обращении с животными не допускается: натравливание животных на других животных; отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным способом; торговля животными в местах, специально не отведенных для этого; организация и проведение боев животных; организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных; кормление хищных животных другими живыми животными в местах, открытых для свободного посещения.

 При выгуле домашнего животного необходимо: исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках; обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования.

 Владельцем животного должны быть созданы условия обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.

 Выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

 Законом, в числе прочего, предусматривается осуществление общественного контроля в области обращения с животными, проводимого общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в качестве общественных инспекторов. Общественным инспекторам выдаются соответствующие удостоверения.

 Общественный инспектор имеет право фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области обращения с животными и направлять полученные материалы в органы государственного надзора; содействовать органам государственного надзора в предупреждении и выявлении нарушений требований законодательства в области обращения с животными; подготавливать по результатам осуществления общественного контроля итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

 При осуществлении общественного контроля запрещается устанавливать ограничения осуществления общественными инспекторами фото- и видеосъемки, а также применения средств звукозаписи (аудиозаписи).

 За нарушение требований указанного Федерального закона установлена, в том числе, уголовная ответственность.

 Так, в частности, за жестокое обращение с животными в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье, в соответствии с ч. 1 ст. 245 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность в том числе, в виде лишения свободы, максимальный срок которого может составить 3 года.

 Важно отметить, что ч. 2 ст. 245 УК РФ в декабре 2017 года претерпела изменения. Теперь, помимо совершения преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, уголовной ответственности подлежат так же лица, допустившие жесткое обращение с животными в присутствии малолетнего, с применением садистских методов, с публичной демонстрацией, в том числе, в средствах массовой информации или в сети «Интернет», а так же в отношении нескольких животных. Максимально возможным для таких лиц наказанием стало лишение свободы на срок до 5 лет.

 Положения Федерального закона в полном объеме вступают в силу 1 января 2020 года.

Помощник прокурора                                                                                                                                                        И.В. Ворсин